Священник Владимир Лапшин. Десятилетие общины

Конечно, сегодняшние литургические чтения заслуживают нашего внимания. Но сегодня у нас особенный день. Сегодня 10 лет нашей общине. И я не могу не сказать об этом. Хотя, в принципе, может быть, мне даже удастся это как-то связать и с сегодняшними литургическими отрывками.

Надо сразу оговорить, что день рождения общины это дата условная, потому что, что считать датой начала общины? День, когда впервые возникла идея создать общину и искать храм для нее, или день, когда прошло первое официальное собрание, или день, когда был подписан Патриарший указ о признании, о благословении общины, или день регистрации общины? Поэтому этих дней может быть много. Но условно примем, что в этом году этот день выпал на первое сентября.

1994-08-28-12.jpgЭто действительно была осень. Это была осень и, по-моему, действительно первого сентября или где-то в начале сентября прошло первое собрание. Тогда это была всего лишь горстка людей. Сегодня нас около тысячи. Так что, если исходить из этих позиций, то может показаться, что мы сделали очень много. Но что это были за годы. И вообще вот эта цифра — десять лет, может многих удивить, потому что многие знают, что первые богослужения начались лишь в 1996 году, т.е. казалось бы, только шесть лет. Да, службы идут только 6 лет, а 4 года были «хождения по мукам». Четыре года были мытарства. Четыре года были годами отстаивания, борьбы, когда опускались руки, когда над нами просто откровенно смеялись, когда были и угрозы физической расправы, и когда нам говорили: «вы вообще во что ввязались? вас же сотрут в порошок, от вас ничего не останется». Четыре года мы молились — там, на заднем дворе между мусорными баками, каждый год мы совершали молебен. И иногда казалось, что из этого ничего не выйдет, что из этого ничего не получится. Иногда казалось, что проще действительно отступиться, тем более что у нас был храм, где мы могли собраться — это храм святых Космы и Дамиана, и там можно было молиться, и там было хорошо. Тем более что и тот храм мы тоже восстанавливали можно сказать с нуля. Мы долбили там полы, мы рушили там какие-то лишние перегородки и т.д. Это все мы там делали своими руками, и тот храм тоже был наш.

1996-11-29_00A_Crypta-middle.jpgИ, тем не менее, мы боролись за этот храм. Порой, казалось бы, даже против своего желания, против своей воли. В общине, которая тогда сложилась, я был, наверное, самым неверующим человеком, не верящим в успех этого дела. Может быть, потому что все члены этой общины хотели этого храма, а я даже не думал, я не хотел быть настоятелем, мне было хорошо и там, где я служил.

У меня в жизни вообще все так складывается. Мне было очень хорошо в деревне, первое место моего служения, моя первая любовь, но потом возникла идея перевести меня в Москву. Меня перевели в Москву — я этого не очень хотел, но мне пришлось в этом участвовать, и меня перевели в Москву. Мне очень хорошо было в Москве, в храме святых Космы и Дамиана, мне было очень хорошо. Но возникла идея, и не у меня возникла. У настоятеля того храма о. Александра Борисова возникла идея — может быть, нам еще один храм открыть? приписной. И вот так возникла община. Я очень не хотел. И у меня чаще, чем у других, опускались руки, мне казалось, что надо на все плюнуть и все.

Но что-то происходило. Что-то делалось. И через четыре года нам отдали подвал. Подвал, в котором была крысиная нора, в котором никогда не было церкви. И до революции тоже. Там были дровяные склады, там просто было подсобное помещение. И вот нам отдали подвал, и мы построили там церковь. Церковь, которой никогда не было. Церковь новую. Церковь Святителя Николая.

Все это начиналось очень медленно. Менялись люди. От тех людей, с которых когда-то, десять лет назад, начиналась община, осталось сейчас очень мало. И я рад, что сегодня вижу некоторых из них, хотя далеко, далеко не всех. Кто-то нашел себе другую общину, кого-то Бог поставил создавать новые общины. Отец Георгий Завершинский стал священником. Он тоже был почти с самого начала. Отец Олег Батов. Кто-то, может быть, просто ушел. Может быть, в этом моя вина. Может быть, мы что-то не так сделали. Менялись лица. Кто-то оставался, кто-то уходил, кто-то приходил.

pereg-punkt.jpgИ вот сегодня мы с вами имеем два храма. Храм Святителя Николая и храм Успения Пресвятой Богородицы. Может быть, за десять лет сделано не так много, но если подумать, вообще, о чем мы мечтали семь — восемь лет назад, когда мы мечтали, чтобы нам дали хотя бы уголок в том подвале. Или у меня была мечта. Когда в здании храма был переговорный узел, вот здесь были кассы. Здесь в алтаре тогда оплачивали телефонные разговоры. А вот здесь был какой-то уголок, отгороженный деревянными панелями, я так понял, что там планировалось множительную технику поставить, какие-то факсы и может что-то другое, что сейчас на телеграфе есть. И я мечтал, чтобы нам этот уголок выделили. Ну, вот, наверное, чуть больше того, что сейчас хор занимает. И мне казалось, что нам этого хватит. Нам этого хватит, и мы будем довольны. Мы будем там собираться, мы будем там молиться. Да, мы мечтали всего лишь об этом.

Потом, когда нам отдавали подвал, с нами судились, нам угрожали, нас обещали вообще убить, растереть в порошок, и я говорил общине: «Ну, давайте отступимся, зачем я буду вас подставлять, зачем вас будут убивать, ну давайте попросим у них часть подвала, полподвальчика, нам хватит». Но, в конечном счете, слава Богу, никого не убили, и мы получили весь подвал. Потом мы получили все это помещение. К чему я все это говорю?

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа: «Если в вас будет вера с горчичное зерно, вы будете горы передвигать». Горы мы не передвигали, но что-то мы сделали. И именно потому, что была вера. Вера не в свои силы, надежда не на себя, а надежда исключительно на Бога. Мы понимали, что если это дело Божье, значит, что-то получится. А наше дело для себя — да, оно и не нужно. Для себя у нас и так хватает.

И вот именно так мы и должны подходить к нашей жизни. Это очень важный принцип в нашей жизни. Мы должны делать то, что мы должны делать. Мы должны делать то, что у нас получается, то, что мы можем, то, что в наших силах. Но мы должны это делать, мы не должны отступать. Мы не должны опускать руки. Даже, когда кажется, что ничего не получается, даже когда кажется, что вообще ничего не получится, и даже когда кажется, что это вообще никому не нужно — мы должны это делать. А уж что получится и как получится, Господь знает. Господь управит. Если это дело Божье — значит получится. Получится не обязательно так, как мы хотели. Получится, может быть, совсем не так, как мы это видели, как мы планировали, но у Него может быть Свое видение, у Него могут быть Свои планы. И, наверняка, получится так, как Он считает это нужным. От нас требуется только одно — мы не должны бояться стать «позорищем для мира, для ангелов, для человеков», как говорит апостол Павел. Мы не должны бояться быть мусором для этого мира, мы не должны бояться быть немощными, потому что, опять же, сила Божия в немощи совершается. Мы не должны бояться. И тогда действительно Господь в этом мире что-то сможет через нас сделать. И тогда мы будем тем, кем мы и призваны быть — служителями Божиими, детьми Божиими, Его посланниками в этом мире.

1996-06-02_37_Pentecost.jpgДавайте задумаемся об этом, и давайте будем сегодня благодарить Бога. Благодарить Бога и за этот храм тоже, и за то, что Он дал нам возможность, дал нам честь послужить Ему здесь и что-то сделать для Него. Важно понять, что это не наш храм, а это храм Божий, и это не наше дело, а дело Божье, на какое-то время порученное нам.

Да хранит вас Господь!