Священник Владимир Лапшин. Евангелие от Иоанна (о слепом)

В одной из своих проповедей на сегодняшнее Евангельское чтение Владыка Антоний Блум говорит, что начало этой истории, начало этого рассказа, может быть, одно из самых недоуменных мест в Евангелии.

Ученики Иисуса видят слепого, слепого от рождения человека уже в совершенных летах, т.е. человека взрослого, и спрашивают ученики Иисуса: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» А Иисус говорит: «Нет, ни он, ни родители его». Недоумение вызывает не вопрос учеников. Вопрос как раз понятен. Вопрос у нас не вызывает никаких возражений, никакого протеста. И мы считаем, что люди болеют за грехи свои и т.д. и т.п. Этот вопрос, вот такая постановка вопроса, ни у кого не вызывает протеста. Даже, если это не так на самом деле, по крайней мере, так, нам кажется, было бы справедливо. Никто бы из нас против такой справедливости не возражал. Хотя жизненный опыт, все, что мы знаем, свидетельствует об обратном. Грешники очень часто процветают и бывают здоровыми, а праведники тяжело болеют и страдают. Недоумение вызывает ответ Спасителя. Он говорит: «Ни он, ни родителя его не согрешили, но это для того, чтобы на нем явились дела Божьи».

Первая часть ответа — это ответ на наш вопрос, скажем так. Даже не на вопрос, а это как бы разрушение всех наших представлений о Божьей справедливости, о соотношении болезни и греха. Господь говорит: «Нет, нет. Вот эта болезнь, эта слепота, это страдание — они никак не связаны с грехом, ни его личным, ни его родителей». Т.е. вот этими словами Господь, по крайней мере, запрещает нам говорить о том, что Бог кого-то наказывает болезнью, по крайней мере, на это мы не имеем права. Мы не имеем права говорить кому-то, что твой ребенок болеет, потому что ты грешная. Мы не имеем права говорить, что ты болен сам, потому что ты согрешил, или ты страдаешь за какие-то свои грехи. Мы не имеем на это права. Господь нам не дает нигде в Евангелии оснований для такого подхода к болезни, к страданию. Он нигде не дает нам оснований для таких заявлений.

Но, вот, вторая часть ответа Иисуса действительно вызывает недоумение. Господь говорит: «Это для того, чтобы на нем явились дела Божьи». Тогда получается, что человек страдал много лет, что человек жил вот в этой слепоте, в страдании, в нищете, побирался, собирал милостыню, (потому что не мог работать, и родители его престарелые, может быть, тоже не могли работать), для того, чтобы прокормиться самому и как-то прокормить родителей, только для того, чтобы однажды Иисус, проходя мимо, исцелил его.

Не слишком ли жесткое и, может быть, даже жестокое заявление. Но, может быть, именно вот в этой жесткости, вот в этой принципиальной какой-то постановке этого вопроса — ответа и содержится разрешение проблемы? Ведь, в конечном счете, этот мир создан Богом, и человек создан не для того, чтобы быть просто зрячим, не для того, чтобы быть просто сытым, не для того, чтобы быть просто здоровым и довольным.

Человек создан для любви, человек создан для того, чтобы любить Бога, человек создан для того, чтобы знать Бога, для того, чтобы жить вот в этих отношениях любви и познания с Богом. Но, когда у нас все хорошо, когда у нас все получается, когда у нас все схвачено, все устроено, когда жизнь наша наполнена какими-то интересами и вещами: компьютер, телевизор, футбол, хоккей, я не знаю, женщины, вино — многое, многое другое и, когда нигде не жмет, нигде не болит, Бог то нам зачем? Зачем Бог, и так все получается, и так все прекрасно? Мы не ищем Бога, и мы не любим Его. Даже, если мы понимаем, что это все у нас от Бога, даже, если мы понимаем, что это мы не сами все заработали, мы в лучшем случае вежливо поблагодарим Его. Но наше сердце никогда не наполнится подлинной любовью к Нему, наше сердце никогда не будет жаждать познания Его, наше сердце никогда не откроется Ему навстречу полностью. Только вот через этот опыт, может быть, жестокий опыт, с нашей точки зрения, только через этот опыт познания Бога, познания Его любви в болезни, в страдании, в отвержении и достигается какая-то полнота, полнота Богопознания, полнота отношений с Богом.

Но именно для этого человек и создан, именно для этого человек и послан в этот мир. И когда Христос говорит, что « все это для того, чтобы через него явились дела Божьи», Он совершенно прав. Потому что без этого этот человек не познал бы Иисуса, не познал бы Христа, не познал бы Бога. Вокруг этого слепого ходили тысячи, толпы набожных иудеев, и они не познали Бога. Даже когда Христос — Бог, воплощенный Бог, вошел в их жизнь, они сказали этому слепому, бывшему слепому: «Воздай славу Богу — этот человек грешник. Мы знаем, что этот человек— грешник». Вот — все их познание Бога. Вот — их отношение к Богу. И ведь это самые набожные, это самые религиозные люди своего времени.

Но все то же самое и сегодня. Поэтому и сегодня, когда, казалось бы, Христос победил сатану, когда, казалось бы, Христос победил смерть, но и сегодня еще — боль и страдания в этом мире. И, вот, этот опыт познания Бога, Бога— Любви через боль и страдание… Казалось бы, такой парадокс! Но и сегодня это необходимо, потому что и сегодня все было бы точно так же, и бывает точно так же, как было тогда. Сытые, довольные, набожные, благочестивые, такие, религиозные — они Бога не знают. Бог приходит через страдания, Бог открывается и познается через вот такой путь. Именно об этом нам сегодня говорит, на мой взгляд, Евангелие. Мне кажется, что именно это самое главное в сегодняшнем Евангельском отрывке.

Да хранит вас Господь!