Проповедь о. Владимира в Сочельник Богоявления. 18.01.2023

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Итак, сегодня у нас с вами Крещенский сочельник – канун одного из величайших праздников христианской Церкви – праздника Богоявления. И каждый раз, когда мы совершаем с вами тот или иной праздник, связанный с Евангельскими событиями, мы задаёмся вопросом: А что этот праздник, что это событие значит для нас сегодня? Вот когда-то давно, две тысячи лет назад, произошли те события, о которых мы сегодня уже читали: проповедь Иоанна Крестителя, приход Иисуса на Иордан и Его Крещение от Иоанна… Но что это сегодня? Совершая праздник, просто ли мы вспоминаем то, что было когда-то, но что к нам почти не имеет никакого отношения? Или это что-то очень важное для нас сегодня? Не раз мы с вами говорили о том, что в древности не было отдельно праздника Крещения, не было отдельно праздника Рождества Христова. В принципе, не было и праздника Сретения, и праздника Обрезания. Был один праздник – Богоявления. Потом он уже разделился на множество этих праздников. Но суть в них осталась единой. Вот в тропаре Рождества Христова (тропарь – главное песнопение, это то, в чём кратко выражается суть того, что мы празднуем), помните, говорится: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». А в тропаре праздника Крещения мы поём, что Христос пришёл «просветивши мир» — просветить мир. Христос просвещает мир. Христос несёт свет. Христос вводит нас всех в свет, чтобы мы жили во свете, а не во тьме. И мы знаем, если мы читали Евангелие, что очень часто Христос о Себе говорит: «Я – Свет миру! Ходите во свете дня! Ходите во свете!» У апостолов мы читаем, у апостола Павла: «Будьте чадами света. Живите как чада света» и так далее. То есть вот о чём идёт речь: о просвещении. То есть Богоявление, праздник Крещения – это не для того, чтобы нам дать волшебной воды, а для того, чтобы мы просветились в сердцах наших, в жизни нашей. А свет всегда противопоставляется тьме. Свет ассоциируется с любовью, с радостью, с миром. А тьма – с войной, ненавистью, насилием. И вот сегодня мы, моля Бога о просвещении, должны задаться вопросом: на чьей стороне мы? На стороне света? На стороне мира? На стороне любви? Или мы на стороне тьмы, разделения, ненависти и злобы? Вот что значит сегодня для нас этот праздник.

Да хранит вас Господь!