Агентство религиозной информации
Благовест-Инфо
Член общины Тэзе брат Мэтью: паломничество в Москву дало нам возможность почувствовать силу и богатство православной традиции
С 20 по 25 апреля Москву посетили 240 молодых паломников из многих стран мира. Все они – христиане разных конфессий: католики, протестанты, православные. А еще их объединяет причастность к общине Тэзе – известному центру христианского паломничества на юге Франции. Впервые община Тэзе организовала молодежное паломничество в Россию, главная цель которого – познакомиться с Русской Православной Церковью, побывать на богослужениях, посетить святые места, пообщаться с ровесниками-прихожанами московских храмов. Идея паломничества была одобрена Патриархом Кириллом, который встретился с представителями Тэзе. В интервью «Благовест-инфо» первые итоги паломничества подводит один из его организаторов – член общины Тэзе брат Мэтью (Matthew Thorpe).
— Брат Мэтью, каковы главные впечатления паломников от посещения Москвы?
— Паломники остались очень довольны и благодарны Богу и всем, кто их принимал в Москве. В Пасхальное воскресенье, вечером, мы все были в храме Христа Спасителя, на богослужении, которое совершал Патриарх Кирилл. У нас, пятерых братьев из Тэзе, была возможность поговорить с ним. Он был очень рад, что 240 паломников из Тэзе смогли приехать в Москву. Патриарх говорил также о молодежи, особенно – о диалоге с нецерковной молодежью, о том, что мы все должны свидетельствовать о Христе. После этой службы мы все собрались у храма и делились впечатлениями.
— Какое впечатление на ребят произвело православное богослужение? Что им запомнилось больше всего?
— В этом году все христиане встречали Пасху в одно и то же время, и у нас была возможность присутствовать на богослужениях Страстной недели и Воскресения Христова. Это был для них очень-очень сильный опыт. Они почувствовали, насколько православное богослужение убедительно, основано на богатой и древней традиции. Многие говорили, что для них было удивительно, какая Русская Церковь большая и…теплая. Знакомство с православной традицией побуждает молодых людей других исповеданий подумать: а как мы на Западе живем литургией в своих церквях? Это столь сильное впечатление, что можно подумать и над тем, что мы можем перенять из православной традиции для себя.
— В восточной традиции богослужение более длительно, чем в западной. Как правило, все молятся стоя, что непривычно для западного человека. Трудно было паломникам?
— Трудно, конечно. Но они знали, что так будет, мы же готовились и об этом предупреждали… Но мне рассказывали, что в некоторых храмах бабушки даже приглашали наших девушек посидеть во время службы, догадываясь, что это иностранные гости. Должен признаться, что мы немного боялись строгих церковных бабушек, а они – такие добрые!
Кроме того, в некоторых храмах старались сделать православное богослужение более понятным для наших ребят: потихоньку переводили самые главные места, раздавали распечатанные переводы или прямо вручали на I-Pad-ах перевод, например, литургии на польский язык.
— А как вы встретили Пасху в Москве?
— Вот это было самой высшей точкой нашего паломничества — Пасхальная ночь, когда мы вместе переживали радость Воскресения Христова. Я встречал Пасху в храме святой Татианы при Московском университете. Я вообще-то не первый раз в Москве, но встретить Пасху, пройти крестным ходом прямо рядом с Кремлем – это просто чудо для меня! Многое в эту ночь поразило наших паломников, они уже поделились своими впечатлениями на сайте Тэзе, можете почитать. Еще я понял, что в татьянинском храме крепкая община, а священник очень помогает правильно понять богослужение, он добрый.
— Насколько я знаю, паломники жили в московских семьях?
— Да, и это еще один важный опыт. Гостеприимство наших московских друзей произвело особое впечатление. Все семьи были открыты и очень рады гостям. Интересно, что когда мы только задумали это паломничество, один православный московский священник говорил мне, что прием в семьях – это невозможно. Вряд ли люди откроют свои дома незнакомым, ведь большинство родилось в советское время, дом может быть открыт только для близких друзей, говорил он. Я тогда сказал: «Посмотрим!» И оказалось, что желающих принять паломников было даже больше, чем самих паломников, и никто из них не жаловался, многие обрели новых друзей. Как, кстати, и желающих провести для них экскурсии по храмам и монастырям Москвы тоже было больше, чем паломнических групп.
— В числе «принимающих» московских храмов был и храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, настоятелем которого является председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион. Вам удалось с ним встретиться?
— Мы были там на литургии Великой субботы. Митрополит Иларион после богослужения встретился с братьями, пригласил на трапезу. Он направил нам приветственное письмо, где есть такие слова: «Надеюсь, что ваше паломничество поможет вам лучше узнать Русскую Православную Церковь, ее историю, духовное наследие и современную жизнь. Претерпевшая гонения и крестные муки в годы коммунистического режима, Русская Церковь, по милости Божией возрождая сегодня свое спасительное служение, несет проповедь о Воскресшем Христе во все сферы общественной жизни. Призываю и вас, молодых людей из различных стран Европы, нести в свои дома, города и страны тот свет новой преображенной жизни, к которому вы станете причастны в эти святые дни в Москве». Я вспоминаю, что в прошлом году мы были на молодежной христианской паломнической встрече в Познани (Польша), где одна русская паломница сказала: «Так будет и у нас. Но, наверное, не раньше, чем через 10 лет». А я месяц назад был в Москве, говорил с митрополитом Иларионом о возможности нашего паломничества, и он пригласил нас уже сейчас. 10 лет ждать не пришлось!
— С кем еще из священнослужителей вы встречались в эти дни в Москве?
— В Великий четверг нас пригласил о.Всеволод Чаплин, мы беседовали с ним в храме святителя Николая на Трех Горах. Он рассказал нам о своей работе, был очень открыт, приветлив, ответил на вопросы, среди которых были, например, вопросы о месте женщины в Православной Церкви, о миссии среди молодежи, о сближении Церкви и государства в России. Он отвечал очень хорошо, убедительно.
— Расскажите, пожалуйста, о посещении полигона в Бутово.
— Бутово – это было удивительно! Нас встретили прихожане Бутовского храма Новомучеников и исповедников российских. Жена настоятеля о.Кирилла Каледы вела для нас экскурсию (она, кстати, была у нас в Тэзе). Впечатление очень сильное. Для молодежи важно видеть и понимать, как страдал русский народ во время Сталина. Одна полька сказала: «Очень важно, что мы можем посетить это место, потому что мы не должны забывать, что было с русским народом и его Церковью».
— Что еще было в программе паломничества?
— Кроме богослужений и встреч, о которых я сказал, была еще возможность выбора. Например, в субботу после литургии некоторые могли пойти на встречу с искусствоведом Ириной Языковой, которая рассказывала о православных иконах и об одной из самых почитаемых – чудотворной Богоматери Владимирской в церкви святителя Николая в Толмачах, при Третьяковской галерее. Или можно было разучить вместе с молодыми православными друзьями пасхальные песнопения, которые поются во время богослужений. А многие выбрали экскурсии по старинным храмам и монастырям центра Москвы. Мы с братом Алоизом (настоятель монашеской Общины Тэзе- прим. ред.) вместе с некоторыми паломниками были на экскурсии по Татьянинскому храму, которую для нас провел журналист, прихожанин этого храма Андрей Золотов. Он рассказал об истории храма, о Плащанице Спасителя – было очень интересно.
— Были ли какие-то сложности в организации паломничества?
— Знаете, сложностей не было. Я очень боялся, что наши ребята заблудятся в Москве, потеряются, особенно в московском метро. Но все обошлось без проблем, потому что у нас было столько радушных помощников, причем не только из православных общин. Например, московские католики встретили всех в аэропорту, довезли до храма Успения, где паломников уже ждали представители шести принимающих приходов. Тут уже их сразу снабдили схемами метро, билетами, подробной программой, где были не только расписание, адреса и телефоны, но и ценные пояснения к православным богослужениям.
— И последний вопрос: если бы Вам довелось еще раз организовывать молодежное паломничество в Москву, что бы Вы сделали иначе?
— Не могу ответить… Потому что все было очень хорошо.
Беседовала Юлия Зайцева
26 апреля