Путешествие по Псковской земле.

Путешествие по Псковской земле  наша группа из 45 человек совершила с 27 июня по 1 июля. Организацию поездки осуществляла Московская паломническая служба Покров, а принимающей стороной Епархиальный паломнический центр Вертоград.

Программа была разработана специально для нас.

1 день.

Начали, конечно, с главной достопримечательности  – Кремля, места зарождения города, его духовного и архитектурно-градостроительного центра. Познакомились с ансамблем Довмонтова города, Свято-Троицким кафедральным собором. Первое, что бросилось в глаза, когда вошли в центральный храм, это мощный и уникальный семи ярусный иконостас,  дошедший до нас практически без изменений.  Перед иконостасом справа от Царских врат уникальная чудотворная икона Богородицы Псково-Покровская. Красивая и необычная икона Богоматери Псковская, украшенная псковским речным жемчугом, отсюда и второе название — Жемчужная. Поклонились святым мощам и чудотворным иконам. Виктория много и интересно рассказывала об истории Пскова как города-воина, крупного центра культуры, ремесла и торговли… «…обаянием древности окутан Псков: старинные монастыри, соборы, церкви, часовни; каменные палаты купцов с крыльцами-гульбищами; стены, башни, крепостные валы. Уютны небольшие улочки с непременными храмами… Любимая река Пскова-душа города — одарила его живописными пейзажами, чистым воздухом, приветливостью своих берегов. Но именно о стены этого тихого города разбились сотни штурмов и осад малых и крупных войн. Никто за всю историю «Вольного Стольного града» не взял Псков в открытом и честном бою, не вошел в священный  Дом Святой Троицы. Город-воин, пограничный рубеж Руси, Псков заковал себя в неприступную броню крепости, лучшей в средневековой Европе.

Но тайна Пскова не в одном военном искусстве. Ее приоткрывают слова одного из завоевателей: « Не так крепки стены, как крепок дух псковский!». Открытый для всех приходящих с добром, склонный воспринимать хорошие обычаи чужеземцев, торгующий со всем светом,  ( и выказывающий при этом честность и чистоту), Псков встает всей мощью своего православного духа, его глубинным, искренним, народным исповеданием – против любой военной и идеологической экспансии.   Настоящими «крепостями Божьими» в Пскове являются все его храмы, от огромного кафедрального собора до малой часовни. Языком архитектурных форм изумительной псковской школы они говорят о силе духа и правды, мудрости и красоте народной культуры средневекового, исконно русского города…».

После обеда мы поехали на погост Камно. Удивительный уголок Псковской земли, место древнего поселения, существовавшего еще с начала нашей эры и уже в VIII веке ставшего крупным центром ремесла и торговли. Камно имеет также и богатую военную историю.

Жители его не раз героически держали оборону от врагов, приходивших на Псковскую землю. Побывали в храме св. Георгия Победоносца, построенном в ХV веке.

Окунулись в благодатные воды святого источника, посетили место упокоения протоиерея Валентина Мордасова.

Далее наша дорога вела к Изборску, одному из древнейших русских городов, который впервые упоминается в 862 году в связи с призванием на Русь варяжских князей: Рюрика, Синеуса и Трувора. Это событие считается большинством исследователей отправной точкой восточнославянской государственности.  Мы познакомились с крепостью XIV века,  в которой расположен храм Святителя Николая, а также храм Рождества Пресвятой Богородицы XVII века, где покоятся мощи преподобного Серапиона Изборского, жившего в XV веке. Увидели Труворово городище — место первоначального поселения, наслаждались чудесным видом, отдохнули на траве, вдыхая ее ароматы. Затем  спустились к святым источникам 12 апостолов (Словенские ключи). Красота!!!

Затем  отъезд  в  Печоры.  Ужин, размещение в гостинице, и в 18-00 — вечернее богослужение в Свято-Успенском Псково — Печерском мужском монастыре.

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь никогда не закрывался с момента своего основания в 1473 году, являясь не только оплотом православной веры, но и крупным центром культуры, мощной крепостью на северо-западе русских земель.

На следующий день в храме «ископанным в горе», храме Успения Пресвятой Богородицы, мы принимали участие в божественной  литургии, причащались, накануне исповедовавшись.

Поклонились монастырским святыням: чудотворным иконам, нетленным мощам святых, деснице св. мученицы Татианы, посетили Святую Горку и «Богозданные» пещеры (место погребения более десяти тысяч человек – братии обители, защитников крепости, благочестивых мирян и святой матушки Вассы.

Жизненный путь преподобной Вассы тесно связан с подвигом преподобного Ионы (до пострига — священника Иоанна), супруга ее. Все те лишения и страдания, которые имел он на своем тернистом пути, были и ее муками.

Преподобная Васса (в миру-Мария)  была полна самоотвержения во имя любви к мужу, детям и ближнему. Но выше этого у нее была любовь к Господу. Она, в любой опасности бесстрашная, безропотная, в трудах и любви неутомимая, и страданиях несокрушимая, жила по слову Апостола: “Да будет  украшением вашим в нетленной красоте духа сокровенный  человек”. Вся ее жизнь принадлежала мужу, служителю Престола Господня.

Через какое-то время  матушка Мария заболевает и принимает монашеский постриг с именем Васса. Эта жена была, по Летописи, первое лицо в истории Псково-Печерского монастыря, принявшее в нем монашеский образ. Над нею же совершилось и первое чудо в этом монастыре при самом начале его основания. Когда инокиня Васса скончалась, то могила была для нее приготовлена  в  «Богозданной» пещере.

…“В следующую ночь после того, как инокиня была погребена, гроб ее был выставлен из земли какою-то невидимою силою. О.Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что-нибудь в надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и после разрешительной молитвы снова опустили ее в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился на верху могилы. После этого,  Иоанн оставил гроб ее уже не погребенным и поставил его на левой стороне, при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для нее вместилище”.

Так сразу, по преставлении, прославил Бог преподобную Вассу. Во время одного из нападений ливонцев на Псково-Печерскую обитель один рыцарь  дерзнул осквернить святую гробницу с мощами преподобной. Он попытался мечом открыть крышку гроба, но был внезапно попален исшедшим изнутри Божественным огнем. На правой стороне гроба остался след пламени, благоухающий и источающий дивный аромат до сих пор.

Принятие монашества было лишь завершением высокой жизни святой, и тем выше подвиг преподобной Вассы, ведь следовать аскетическим путем особенно трудно в миру. Большую часть жизни она не была монахиней — была любящей матерью, верной и заботливой женой, благочестивой, кроткой, трудолюбивой. Оставаясь в миру, она жила по ангельски, ее сердце оставалось непричастным злу, лишения плоти освободили ее дух и подняли на вершины восхождения по трудному и благому пути к Богу.

Всемогущий Господь сподобил прославление преподобной Вассы на земле и она была причислена к лику святых.

Святые преподобные Иона и Васса — покровители супружества.

2 день.

После Божественной литургии, позавтракав, мы отправляемся на Талабские острова. Два чудесных острова в Псковском озере. Остров Талабск (о. Залита) приобрел всемирную известность благодаря подвижнической жизни протоиерея Николая Гурьянова, прожившего здесь более 40 лет. Мы посетили храм святителя Николая XVIII в., в котором находится чудотворный образ Божией Матери «Благодатное небо», потрясающий своей красотой. Побывали в домике, где жил отец Николай, посетили место его упокоения, поклонились его светлой памяти.

Переправившись на остров Верхний (о. Белов), мы познакомились с о. Сергием, настоятелем храма Петра и Павла, когда-то принадлежавшего монастырю , основанному в XV веке прп. Досифеем  Верхнеостровским.

После обеда мы отправились гулять по острову, по «Досифеевой горке». Мы увидели уникальные ели, сосны, причудливые деревья, где на верхушках гнездятся серые цапли. Прошли почти вокруг острова, где-то 5,5 — 6 км. Насладились красотой,  надышались свежим воздухом!

3 день.

Программу нашу продолжает обзорная экскурсия по городу. Посещаем Храм воскресения со Стадища. Едем в купеческие Поганкины палаты — Псковский музей русской иконы XV- XVII вв.,  где выставлено также русское и западно-европейское художественное серебро XV-XIX вв.

Далее – Покровский комплекс – место явления Пресвятой Богородицы при осаде Пскова в 1581 году. Едем в Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Спаса Преображения, крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип, расписан сверху донизу в 30-40 годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Находится на реставрации.

Рядом с храмом Преображения находится храм Апостола и Первомученика Стефана. Представляет собой надвратный храм на подклете. Окна и двери обрамлены колоннами с перехватами и фронтонами. Храмовый иконостас представлен  фресковыми росписями работы архимандрита Зинона.  Кроме того в храме находятся икона Божией Матери Мирожская Оранта, явленная чудесным образом в 1199 году, икона великомученика Пантелеймона XIX века, привезенная со св. горы Афон, Тихвинская Икона Божией Матери и частицы мощей многих святых, привезенных со всего света.

Наше путешествие далее —  в Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь.  Это удивительная обитель, основанная в середине XV века в глухом лесу, среди топких болот преподобным Саввой Крыпецким, и ставшая с течением времени одной из самых влиятельных в России. На территории монастыря находится  Святое озеро с купальней, где мы с большим удовольствием окунулись перед дорогой домой.

Наше паломничество подошло к концу. Псковская земля – целый мир, уникальный, самобытный, увлекательный. Приятно удивили буйство красок, разноцветие, разнотравие, обилие журавлей, цапель, аистов, свежий воздух.

Вернулись одухотворенными, просветленными, счастливыми!

Организатор поездки Татьяна Акишина.

 

 

Добавить комментарий