(Деян 5:12-20, Ин 20:19-31)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В этом году Антипасха совпала с 9 мая, с днём, который мы привычно называем днём Победы. И невольно хочется соотнести то, что мы слышали сейчас в Евангелии, с тем, что происходит за стенами храма. Иисус воскресший, приходя к ученикам, прежде всего, говорит им: «Мир вам». В этом зачале, которое мы слышали, трижды повторяется «Мир вам». «И Духа Святого примите — говорит Господь – Дух мира, Дух мирен». И этот день, день Победы, это, прежде всего, день Мира, день окончания войны. А мы нередко об этом забываем совсем, и какое-то другое содержание в него вкладываем. А для того поколения, военного, это было именно так. Это был день окончания страшной мясорубки и установление, наконец, мира, возвращение к мирной жизни. Не столько гордости победы, сколько возможности жить в мире. Вот это главное, о чём мы сегодня должны думать, и молиться, вспоминая тех, кто, действительно, своим подвигом даровал нам мир, возможность мирной жизни. И когда мы бряцаем оружием, и когда то там, то здесь происходят какие-то военные столкновения, это самое большое оскорбление памяти ветеранов, это оскорбление их подвига. Потому что они сражались за то, чтобы мы имели возможность жить в мире. А то, что происходит, напоминает то, что было в истории церкви в IV веке. Только уже в самом конце IV века, на границе V-го века, в 394-м или в 395-м году из римского сената был окончательно убран алтарь победы. Уже почти сто лет империя была христианской, и вот в одном из главных органов власти стоял алтарь победы. И сенаторы, христиане в большинстве своём, если не принимали участие, то должны были смотреть, как там воскуряли ладан перед богиней победы и, как говорит Амвросий Медиоланский, даже вот так пассивно, косвенно принимали участие в этом языческом жертвоприношении. И три раза убирали этот алтарь победы из сената и снова возвращали его в сенат. Эта история достаточно хорошо известна, у Брюсова есть роман «Алтарь победы», и из полемики Амвросия Медиоланского с защитником алтаря победы, образованнейшим человеком своего времени, префектом Симмахом, мы знаем, как это было. И Симмах говорил, что «это же наша традиция, это же римская традиция, и вообще, разве нашему государству не нужны победы? И вот алтарь победы нам необходим, чтобы мы всех врагов побеждали и так далее; это скрепа». А Амвросий как раз говорил, что христианство перевернуло представление о том, что такое поражение и что такое победа. Что поражение, с точки зрения мира сего, было на Кресте, и когда мучеников убивали, казалось, что это поражение, но это оказалось победой христианства. И христианство всё перевернуло, или вернее наоборот, возвратило на ноги, всё-таки, потому что мир был устроен не так, как задумано Богом, а христиане пытаются вернуть его в нормальное положение. И вот давайте тоже мы будем наследниками Амвросия Медиоланского и будем понимать что поражение, а что победа. И благодарить сейчас воинов, павших во время этой войны, за то, что они даровали нам мир, и Господа, за возможность жить в мире, и будем хранить его, мир между собой, и содействовать, насколько это в наших силах, миру в обществе и между народами. Аминь.