Христос Воскресе!
Вот это воскресение после Пасхи посвящено женам-мироносицам, женщинам, которые первые услышали о воскресении Христа от ангела, первыми встретили Его воскресшего и первой из них была Мария Магдалина. Завтра мы еще будем говорить обо всех других женах-мироносицах, а сегодня я хотел бы именно о Марии сказать, скорее всего происходившей из города Магдала и по этому городу она получила свое прозвание. Хотя есть другие версии, но они менее основательны. Вообще надо признать, что достоверного о Марии Магдалине мы знаем очень и очень мало. То, что говорится в Евангелии, это всего несколько стихов. А то, что мы представляем себе, это очень поздние средневековые предания. Иногда известно, откуда они взялись. Например, очевидно, что в житие Марии Магдалины попали фрагменты жития Марии Египетской, которая жила на триста лет позже. И потом то, что относилось к Марии Египетской перенеслось на Марию Магдалину. А то, что мы знаем о ней, – это то, что мы сейчас слышали в Евангелии, что Иисус изгнал из нее семь бесов. И очень распространено мнение, что один из этих семи бесов был блудный бес, но мы об этом ничего не знаем на самом деле, это догадки. Она была, вероятно, очень больна, вот что мы знаем. Семь бесов значит …бесы тогда ассоциировались с болезнью, и вот она стала здорова и душевно, и телесно, когда встретила Иисуса. Иисус ее исцеляет. И ее дальнейшая жизнь совсем не похожа на ее жизнь предшествующую, о которой мы ничего не знаем. Надо просто это признать и смириться с этим, потому что мы вообще очень мало можем знать о жизни другого человека даже если мы с ним не отделены по времени так далеко, как мы от Марии Магдалины. Даже о наших близких мы знаем достаточно поверхностно. И это не всегда плохо. Потому что есть что-то глубоко личное и в отношениях с Богом, и в отношениях с людьми, что и должно оставаться личным, что сокрыто от взгляда посторонних. И вот то, что придумано в отношении Марии Магдалины, это свидетельство нашего вот такого болезненного интереса к чужой жизни и придумывания каких-то моментов чужой жизни, додумывания. И на самом деле это грех, это свидетельство о поврежденности нашего существа. Что нам больше интересна болезнь, чем здоровье, чем то, как она потом вышла на проповедь, как она помогала Иоанну Богослову и Матери Божией. Но хотя это тоже только благочестивое предание, но все же оно гораздо более основательно, чем то, чем обычно мы наделяем ее образ. Хотя это возможно, но еще раз повторюсь: она стала другим человеком, когда встретила Иисуса, еще когда Он проповедовал с учениками. И еще одна перемена произошла, когда она встретила Его воскресшего. И вот это самое главное, что происходит с человеческой личностью. Человек меняется полностью, обновляется. И неважно, чем он был раньше, он стал новым творением. И мы призваны к тому же. Аминь.