(Евр 9:1-7, Лк 10:38-42, 11:27-28) Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Молитва и храм есть благая часть, которая не отнимется от нас. Странное положение вещей: активная, всё продумавшая, обо всём позаботившаяся Марфа вдруг отошла в сторонку. Оказалось то, что она делала, не столь важно, как нечто иное, которое евангелист Лука называет благой частью. Что же это такое – благая часть? Мы пришли в этот мир, чтобы его изменить, улучшить, устроить так, чтобы нам и следующим поколениям, нашим детям, жилось хорошо, радостно, светло, чисто, благородно, справедливо. Мы готовы прикладывать все силы, и лучшие из нас возможно даже приносят в жертву себя ради лучшего, более справедливого устройства. Но, всё равно, надо постоянно что-то делать, надо постоянно думать, устраивать, заботиться. И вдруг, ты заботишься, суетишься, а одно только нужно. Ну как же, Господи, надо же это сделать. Кто же их вырастит, детей, кто же с внуками, внучками посидит. Ну кто же их устроит так, чтобы они ходили в церковь, узнавали о Боге, читали Библию. И вот включается этот круговорот жизни, из которого, бывает очень нелегко выйти, вырвать себя, как барон Мюнхгаузен из болота, себя за волосы вытащить. Это невозможно, и невозможное оказывается возможным, и вот мы здесь с вами, словно Покровом Пресвятой Богородицы покрыты. От чего, от кого? Да от самих себя! От тех, кто пришёл перестроить мир, чтоб изменить его, наладить. К чему это привело? Многие задумываются: откуда это взялось – этот вирус, эта пандемия, землетрясения, цунами, я не знаю, потепление глобальное, откуда? От сверх активности человеческой, откуда ещё? Но не будем всё валить в одну кучу, не нам разбираться. Но, всё-таки, учёные уже сделали выводы, в согласии друг с другом. Лучшие умы человечества сказали: да, это наша с вами деятельность, активная, чрезмерная, по устройству нашей жизни по каким-то там передвижениями, перемещениями, потому что послезавтра жизнь здесь будет хуже, чем завтра. Если построить последовательность событий, чтобы послезавтра было лучше, чем завтра. Вот это влияние, и никуда от этого не денешься. Почему же? Зато приходим вольно или невольно к ответу – что такое благая честь. Вот мы здесь собрались, и вот в данный момент не производим ничего, не заботимся, чтобы обустроить нашу или общую жизнь в этом мире, в человечестве, к лучшему. Мы просто с вами пребываем. И вот тут ответ сам собой: Он, Который среди нас, Он рад этому больше, чем всякой нашей деятельности – активной, умственной, разумной, интеллектуальной или какой-то иной – вот просто присутствуем. Просто быть рядом, у ног, как Мария. И она почти не появляется больше. Когда Христос идёт воскресить Лазаря, то Марфа выходит Его встречать, а Мария остаётся где-то дома. Вообще её фигура только в одном месте так активно выходит на передний план, скажем так, где речь идёт о благой части. Пребывая со Христом, в Его присутствии. Почему? Потому что и наше с вами присутствие дорого Богу. Оно дорого тем, что мы это отдаём Ему. Уже не это, а себя самих отдаём Ему, не думая ни о чём прочем. Но наступает момент истины, наступает момент соприкосновения, соприсутствия, сопребывания с Богом. Бездеятельного внешне, но необычайно активного и деятельного внутри. Что, как говорят святые, и один из них, преподобный Силуан Афонский говорил, что молитва это самый тяжёлый труд, на который способен далеко не всякий человек. По-настоящему совершённый труд молитвы, пребывания, присутствия с Богом, ощущения, поддержания своего присутствия в лице, перед лицом Божиим, в Его присутствии необычайно трудно. Это усилие требуется, и это состоялось и продолжалось. Вот по тому и дорого это, этот труд не напрасный. Этот труд не внешний, невидимый. Пребывание бездеятельно, не продуктивно внешне – ведь никакой мир от этого не улучшится. Мы много молились, во многих храмах, но вот пандемия пока она естественным, природным путём не ослабнет, не войдёт в число обычных сезонных болезней, вот так оно и будет. Но некоторые говорят, что можно, и человек действительно делает то, что нужно в данной ситуации. Но пребывание превосходно тем, что Бог, помимо всякого иного дела, ценит наше просвещение, нашу преданность, осуществлённую молитву, о которой нам говорит сердце. Сердце не молчит, сердце активно и деятельно. И оно вызывает к жизни всё остальное, окружающее нас – тело наше, разум, чувства. И вот, выйдя из храма, мы совсем другие люди, и окружающий нас мир совсем иной, он преобразился так, как этого хотел Бог. Нет, не нашими руками., не нашими сверх активными действиями, которые, как мы видим иногда, бывают чрезмерными, даже агрессивными в отношении окружающего мира. Нет, помимо этих действий, благодаря тому, что Бог любит этот мир и Сына Своего отдал, чтобы всякий из нас, пребывающий в Его присутствии (добавим эти слова), не погиб, а имел жизнь вечную. Аминь.