Проповедь о. Олега на литургии 7 января 2022 года. Гал 4:4–7Мф 2:1–12

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В евангельских рассказах о Рождестве Христовом очень много подробностей. Это видно и на иконе Рождества. Там идут волхвы, пастухи. Пещера, ясли. Животные в пещере. Дары волхвов. Очень много подробностей, которые, с одной стороны, вызывают какой-то душевный отклик, умиление у нас, с другой стороны наполнены символическим смыслом. И об этом очень много сказано, и в литературе отражено бесконечно. И можно об этом очень долго говорить, но вот _за всем этим_ порой теряется _суть_ произошедшего события. (1:00) Суть, о которой мы слышали перед началом литургии в слове Григория Богослова, суть, которая отражена в другом названии этого праздника — Боговоплощение. Бог воплощается. И вот это — самое невероятное чудо. Это, конечно, превосходит всё то, что мы так любим в празднике Рождества, то, что так греет нашу душу. Но вот все-таки надо помнить об этом, самом главном смысле. Бродский, который написал замечательный цикл рождественских стихов, совсем в другом стихотворении сказал: «Бог органичен. Да. А человек? А человек, должно быть, ограничен». Да, человек ограничен. Но в том-то и дело, что Бог принимает на Себя ограниченность человеческого существования. (2:03) Бог ограничивает Себя в этот день, и Он разделяет с нами нашу ограниченность. Мы все ограничены в чем-то: в возможностях — и в материальных, и в талантах, в способностях… Да во всём, что ни возьми, мы везде чувствуем какие-то границы, свою ограниченность мы ощущаем. Ну разве что ироды всех времён иногда думают, что их власть безгранична. Но и в этом они заблуждаются: и они так же ограничены, как и мы. Вот сегодня… людей, которых раньше называли инвалидами, мы называем людьми с ограниченными возможностями. На самом деле, у нас у всех возможности ограничены — даже у тех самых иродов. И это нас всех роднит: мы все люди, мы в этом едины. И мы в этом едины с воплотившимся Богом. И вот это важно — что в противостоянии тем, кто думает, что их власть безгранична, мы с Ним. А значит, возможна и та победа, которую Младенец, лежащий в яслях, одержал над Иродом, потому что с нами Бог.

Аминь.