Послание к ефесянам 5:8–19; Евангелие от Луки 13:10–17;
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы с вами не раз отмечали, что, как правило, литургические чтения, отрывок из послания апостола и отрывок из евангелия, подбираются не случайно. Они подбираются так, чтобы как-то они дополняли друг друга, чтобы они как-то соответствовали, скажем так, друг другу. Иногда это не получается. Иногда бывает, что и чтения сдвигаются: евангельские чтения одной седмицы, апостольские другой седмицы, а бывает, что вроде и всё по календарю, но трудно их между собой связать. Но вот сегодняшние два отрывка хотя, казалось бы, такие и разные, но, мне кажется, очень прекрасно дополняют друг друга. (1:07) Они говорят о свете, они говорят о ви́дении, о том, что Бог, входящий в этот мир, входящий в нашу жизнь, дарует нам свет, дарует нам возможность нормально видеть. Вот эта женщина, которая восемнадцать лет ходила, склонившись к земле, — она видела. Но ее зрение было искажено вот этой перспективой. Она видела ноги других людей. Она видела пыль, грязь перед собой. Она видела какие-то нечистоты, испражнения животных. Она слышала голоса. Она чувствовала тепло солнца, но она не видела его. (2:01) Она слышала пение птиц, может быть. Но Господь входит в ее жизнь, и перед ней… и Он дарует ей, по сути, свет — Он дарует ей возможность заново увидеть мир, открывает перед ней новую перспективу.
Апостол Павел в отрывке из Послания к ефесянам — о котором мы с вами уже как-то говорили, что это одно из самых интересных с богословской точки зрения посланий Павла, я считаю, это фундаментально его богословие, — он говорит, в принципе, о том же. Он говорит о том, что «вы были некогда тьма, теперь вы свет. Так поступайте как чада света. Не участвуйте в делах тьмы, но и обличайте их».
То есть христианство дает нам возможность по-новому увидеть вот этот мир. (3:05) Люди видят. Люди видят. Но зрение искажено. Они видят тьму, они видят грязь, они видят кругом врагов, кругом преступления, кругом, я не знаю, попрание каких-то устоев или еще чего-то. За всё надо бороться, всё надо защищать, воевать и так далее. А красоту Божьего мира люди не видят. Живут как во тьме. И вот только Господь, только Господь может _выпрямить_ нас, дать нам вот этот вот свет. Но он умоляет, через апостола Павла он умоляет: «Но вы только не становитесь вновь детьми тьмы, поступайте как чада света! (4:06) Вам дана возможность новой жизни, перед вами открылись новые горизонты. Так дорожите этим, дорожите тем, что вам даровано, дорожите вот этой вот новой жизнью». Он говорит: «искупайте время» — «дорожите»… Ну, в принципе, синодальный перевод, русский перевод, тоже неплох: это «дорожить» — мы понимаем, что значит «дорожить чем-то». Хотя специалисты говорят, что в греческом, там буквально «за любые деньги покупайте время»! То есть вот о чем идет речь: что настолько вот это дорого — вот эта новая жизнь, новое время, которое перед вами. А мы его на что убиваем, мы на что тратим свое время? Павел пишет: «Не участвуйте в делах тьмы, но и обличайте их». (5:04) А мы молчим. Мы закрылись. Мы ко всему привыкли. Мы привыкли видеть эти плевки, окурки… Согнулись — и ходим так. Вместо того чтобы выпрямиться, поднять голову, увидеть небо и солнце. Давайте задумаемся об этом.
Да хранит вас Господь.