Еф.2:11-13 (зач. 220 от полý). Лк.14:1-11 (зач. 74).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Каждый раз, совершая Божественную Литургию, мы с вами обычно размышляем, говорим на предмет литургических чтений, о том, что мы с вами читали. Сегодня, возможно, мы к этому подойдём. Но начать я хочу с другого. Сегодня мы с вами уже вплотную готовимся к празднику Рождества. В принципе, готовимся мы к этому празднику уже давно, уже давно идёт рождественский пост, а начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы уже поём: «Христос раждается, славите» очень часто, либо во время причастия, когда идёт причастие, либо эти ирмосы поются, должны петься, скажем так, за всенощным бдением… Вот там в хоре сейчас как-то скептически кивают, может быть потому что они как-то не всегда поют, не знаю, что они там имеют в виду… Но в принципе, мы уже к Рождеству давно готовимся. Но сегодня уже суббота пред Рождеством. Осталось совсем немножко. Сегодня последняя суббота перед праздником Рождества. И каждый раз, совершая те или иные праздники, особенно связанные с Евангельскими событиям, в честь Господа Нашего Иисуса Христа либо Пресвятой Богородицы или каких-либо иных святых, мы задаёмся вопросом: а что этот праздник значит для нас сегодня? В чём смысл того или иного праздника или события, которое мы вспоминаем? И в эти рождественские дни – и сегодня, и в ближайшие дни, и в праздник Рождества, и после Рождества ещё попраздненство Рождества – так или иначе мы будем вспоминать слова величайших святых древности, которые говорили о том, что Бог стал человеком, Бог пришёл в этот мир, Бог родился, Бог стал человеком, для того, чтобы человек стал Богом. Но для того, чтобы человек стал Богом, он прежде всего должен быть человеком. Вот это очень важно. Мы вчера вечером на нашей молитве с молодежью уже говорили о том, что в это время испытаний, искушений, которое мы сейчас переживаем, так много ненависти, так много озлобления, столько искушений, что люди звереют. И очень важно не озвереть, очень важно сохранить человечность, сохранить человеческое достоинство, стремление к миру, к единству. И здесь я хочу подойти к тому, что мы сегодня читали: отрывок из послания апостола Павла е Эфесянам. Не так давно я уже говорил о том, что это послание – одно из самых удивительных, одно из самых богословски-насыщенных. В этом послании апостол Павел говорит о чём-то самом-самом главном, важно для понимания христианства. И вот в сегодняшнем отрывке, который мы читали, как раз именно об этом речь идёт. И это тоже связано с Рождеством. Для чего Христос родился? Для чего Христос пришёл в этот мир? Для того, чтобы всё человечество соединить в себе. До Боговоплощения, до Рождества Христова, в мире существовало как бы два человечества, два человека: народ Божий, народ Израильский, народ избранный – и все остальные. И вот Христос родился в этот мир, и как Павел настаивает, пишет, пришёл для того, чтобы соединить в Себе, в своей плоти, в своей жизни, в своей личности соединить двух. И из этих двух, то есть из всего человечества, сделать одного нового человека. И этого нового человека, опять же в Себе, соединить с Богом. Явить в этом мире Богочеловечество. Но для того, чтобы это смогло осуществиться, чтобы человек смог соединиться с Богом, человечество должно соединиться здесь, на земле, друг с другом, в людях. И все, кто выступает против мира, все, кто выступает за этот раздрай – разодрать человечество на части – все эти люди выступают против замысла Божия. Они выступают против воли Божией. Бог стал человеком, пришёл в этот мир, страдал, принял на Себя всю боль, всё страдание этого мира, умер на Кресте, чтобы этого больше никогда на земле не было. И каждый раз, когда _мы_ разрушаем мир, каждый раз, когда мы устраиваем распрю, войну, ссору – не важно – мы выступаем против Бога, вновь и вновь убиваем Христа. И это очень важно понять. Все люди доброй воли, все люди, стремящиеся быть христианами, должны стремиться к миру, стремиться к тому, чтобы всё среди них, всё в соединении, во Христе. Но чтобы это получилось у нас, мир должен быть внутри нас. Помните, преподобный Серафим Саровский говорил: Стяжи дух мирный – и вокруг тебя тысячи спасутся. Мы должны быть этими островками мира в этом море ненависти, в этом море злобы. Поэтому не должно быть разделения между нами, не должно быть разделения в наших семьях, не должно быть разделения, раздрая внутри нас самих. Хранить этот мир, хранить. А когда не хватает – мы понимаем, что у нас его нет, нам его не хватает – просить у Бога именно этого, просить мира-мира-мира. Молиться. Не переставать молиться. Да, сегодня нет, но завтра может быть будет. Молиться, не отступать. Но самое главное понять, что вот это — это то, ради чего Бог стал человеком. Это то, ради чего Он родился в этот мир.
Да хранит вас Господь!