Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Итак, у нас сегодня последняя Родительская суббота Великого поста. То есть церковь вновь напоминает нам о нашей вере в воскресенье мёртвых. И, может быть, как раз настало время использовать возможность вот этой молитвы об умерших для того, чтобы поговорить: во что же мы верим? О нашей вере, как действительно о нашей вере. В Символе Веры мы исповедуем: «чаю воскресение мёртвых и жизни будущего века». Но что стоит за этими словами, во что мы верим? Многие считают, — почему я считаю важным говорить об этом – потому что многие вполне церковные люди, считающие себя очень-очень православными, понимают эти слова Символа Веры совершенно неправильно. Многие считают, что вот эта «жизнь будущего века» это то, что наступает после смерти, после физической смерти. А вот воскресение мёртвых – это вот то продолжение жизни души, которая там, вроде как бы, есть. Но весь библейский контекст, и то, о чём говорит, например, сегодняшний апостольский отрывок, в котором послание апостола Павла к коринфянам говорит совсем о другом. Речь идёт о всеобщем воскресении мёртвых. То есть, мы верим не в бессмертие души, в этой вере в бессмертие души нет ничего, скажем так, христианского. В это верят и шаманисты какие нибудь, и с древних времён и современные. Эта вера в бессмертие души есть во всех языческих религиях, и даже в атеистических, и в исламе. Христианство говорит о воскресении, не о бессмертии души, а о воскресении мёртвых, о телесном воскресении. И о жизни будущего века, то есть иного мира, иного эона. Здесь под словом «век» имеется в виду не какие-то временные позиции, временные категории. Речь идёт: вот нынешний, современный мир, который существует – мы не знаем точно, сколько он существует: я не знаю, может быть, десятки тысяч лет, может быть, он существует сотни тысяч лет, мы этого не знаем, но он существует, и пока ещё будет существовать. А вот после Второго Пришествия будет иной мир. Эта Вселенная кончится, этот мир кончится. Об этом говорит, я ещё раз хочу сказать, весь контекст Священного Писания. Вы помните слова Самого Иисуса Христа: Евангелие от Марка, глава 13-я, Евангелие от Матфея, 24-я глава. Вспомните слова апостола Петра в его посланиях, вспомните того же апостола Павла, во многих посланиях он говорит, и в сегодняшнем он говорит: «вострубит, и должно вострубить, и мёртвые воскреснут, а мы – он надеется, что он доживёт до того момента — а мы изменимся». Вот это очень важный момент. То есть то, о чём говорится в Символе Веры, это то, что ещё только должно быть. А то, о чём мы сегодня молимся, это то, что относится к этому эону, то, что относится ещё к этому миру. Молимся о том, чтобы не когда-нибудь нашим родным и близким, чтобы Господь что-то для них сделал. Чтобы Он сейчас упокоил их души. Почему эта молитва об упокоении? Потому что, слава Богу, у нас, в нашей восточной традиции это никак не конкретизировано, но есть некие представления о том, что после смерти душа человека действительно продолжает жить, не умирает, и что-то с ней происходит. Католики – у них есть догмат о чистилище. Что все, как мы в молитве читали «несть человека, который бы жил бы, и без греха, кроме Иисуса Христа», только Он без греха. А если человек умирает грешным, всякий человек грешен, значит, каждый человек умирает грешным, значит, для того, чтобы войти в Чертоги жизни Будущего века, он должен как-то от этого очиститься. Для этого существует чистилище. У протестантов совсем по-другому. Они считают, что человек умер и умер. И душа его где-то в полуобморочном состоянии пребывает и ждёт всеобщего «воскресения мёртвых и жизни будущего века». Когда Христос вновь придёт, тогда все воскреснут. Кто-то воскреснет в жизнь вечную, кто-то воскреснет на суд, на муки вечные. А восточные христиане как-то не определились. С одной стороны есть мнение, похожее на веру западных христиан с их чистилищем, есть люди, которые считают, что те, кто в этой жизни как-то не очень активен был, проспал жизнь, и там спать будут до Второго Пришествия. Ну а если уж кто очень-очень сильно нагрешил, то наверно придётся даже (неразборчиво) на мучения даже, некие представления, так называемые мытарства, хождение по мукам. Но на самом деле ничего точно мы об этом знать не можем, но мы надеемся, мы верим, что нашими молитвами мы можем помочь ушедшим из этой жизни нашим родным и близким. И каждый раз, когда мы молимся об умерших, я всё время призываю подумать и о живых, о тех, кто рядом. Очень часто бывает: человек уходит, и мы начинаем кусать локти, что мы где-то не додали, где-то не долюбили, где-то что-то не досказали, что-то не доделали, а теперь уже поздно, теперь уже человека нет. Пока ещё есть время, пока наши близкие рядом с нами, вот сейчас и надо договорить, доделать, досказать, долюбить. Чтобы всё это было. Ну а по поводу сегодняшней темы воскресения мёртвых. Тут тоже, надо сказать, представление, даже не знаю, какое слово подобрать правильное: материалистическое представление о воскресении мёртвых. Что мы опять воскреснем такими, какие мы есть. Меня сейчас люди спрашивают: «батюшка, пожилым, старым, значит старым и воскреснем? Ребёнок, младенец, он воскреснет младенцем?», и так далее. Вот на эти вопросы все, на эти сомнения, апостол Павел отвечает, что мы все изменимся, все умрём, но мы все изменимся. То, что сегодняшняя наша плоть – она Царства Божия не наследует. Но всё тленное должно преобразиться, стать нетленным. Как это будет, мы точно знать это никак не можем. Единственно, как апостол Павел опять сегодня пишет: будем по образу Иисуса Христа. А мы знаем, когда Он воскрес, что Он изменился, ученики не всегда Его узнавали, Он появлялся, каким-то образом свободно перемещался в пространстве, Он каким-то образом оказывался в помещении, когда двери дома были заперты из-за страха и так далее. Мы можем только предполагать, что после воскресения, когда наступит, мы тоже станем такими. Но вообще на эту тему лучше какими-то спекуляциями не заниматься, потому что можно уйти в такие дебри, из которых не выберешься, можно много всего насочинять, поэтому лучше опираться на Священное Писание и на Символ Веры. Символ Веры говорит о Втором Пришествии, о воскресении мертвых, о жизни будущего века. Вот и будем на это надеяться, будем в это верить, а как это будет, что это будет …. Всего вам доброго. Храни вас Господь.