Рим. 6:3–11 (зач. 91), Мф. 28:1–20 (зач. 115)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Отношение к сегодняшнему дню, к тому, что происходит в храме, в церкви, двойственное. С одной стороны, мы с вами предстоим Гробу Господню, перед нам плащаница Господа нашего Иисуса Христа, символизирующая Его умершее тело, лежащее во гробе. Но, с другой стороны, у нас уже Пасха, богослужение уже по сути пасхальное. Потому что в древние времена эта служба совершалась в субботу вечером и плавно переходила уже в ночное пасхальное торжественное богослужение. Мы слышали, на службе читалось много отрывков из Ветхого Завета, в древние времена в этот момент, в это время крестили катехуменов в баптистерии. И вот, после чтения этих отрывков из Ветхого Завета, они торжественной процессией приходили в храм к остальным верующим, молящимся, и в первый раз участвовали в богослужении уже как полноценные члены Церкви Христовой, причащались Святых Христовых Тайн, праздновали со всей церковью Пасху. Поэтому это богослужение – оно пасхальное, видите, одежды белые. Правда, вы видели, что в нашем храме одежды красные. На самом деле, начинается Пасха в белых одеждах. Но так как я почти всю жизнь служил один, и мне некогда переодеваться во время службы из белого в красное, то поэтому я всегда начинал сразу с красного. Если вы сегодня в ночь сюда не придёте, а посмотрите телевизор, трансляцию из храма Христа Спасителя, то вы увидите, что и на Крестный Ход всё духовенство идёт в белом облачении, и заутреня начинается всё в белом облачении, но по мере богослужения они потихонечку переодеваются, сменяя друг друга. Переодеваются в красные, а то и в зелёные, голубые, но потом оказываются, в конечном счёте, все уже в красном. Ну а мы по-деревенски, по старинке сразу в красном. Я хочу сказать, что служба такая, уже праздничная, пасхальная. И в этом проявляется неожиданным образом этакая антиномичность христианства, у нас всё двойственное. У нас, с одной стороны, уже «да», а с другой стороны, ещё «нет». С одой стороны, Иисус уже победил смерть, но люди всё ещё умирают. С одной стороны, Он уже даровал нам Царство – «Царство Небесное внутри вас есть, среди вас есть», а с другой стороны, оно ещё должно прийти в Силе и Славе. С одной стороны, мы уже святые – почитайте послания апостола Павла. Он ко всем христианам обращается: святым таким-то, таким-то, святым, пребывающим там-то и там-то. То есть, мы уже все святые. А с другой стороны все в грехах. И вот эта двойственность, эта антиномичность даётся неким — ну как это сказать: в механике, в технике есть такое понятие «свободный ход, люфт», некий запас хода. И вот это здорово облегчает путь ко спасению, скажем так. С одной стороны – да, мы сознаём себя грешными, с одной стороны, мы понимаем, что вот это Тело, лежащее перед нами, убито из-за наших грехов, из-за того, что мы такие. Но с другой стороны, нам действительно уже дано Царство Небесное. И мы знаем, что это Тело воскреснет, мы знаем, что и нас ждёт воскресение мёртвых. Мы знаем всё это. И поэтому мы уже не можем сегодня пребывать в унынии. Я даже не пытаюсь представить, что в эту субботу переживали ученики Христа, апостолы, каково им было. Они ещё ничего не знали. То, что им Иисус говорил, они давно всё забыли. Они были в ужасе – всё рухнуло, всё развалилось, Он мёртв, они спрятались. А мы знаем, поэтому мы никак не можем этот день проводить не по-праздничному, скажем так. Для нас это действительно уже праздник. Уже сегодня с утра люди приходили, подходили: «Батюшка, с праздником, с праздником, с праздником». Казалось бы, какой праздник – вот Он убитый. Праздник, праздник! Мы уже можем знать, что воскресение действительно есть. И всё, что обещано, всё исполнится. Жить надеждой, жить верой – это здорово помогает проходить через все испытания, через все искушения этого мира, этой жизни. Давайте задумаемся об этом. Да хранит вас Господь.