Деяния святых апостолов 9:32–42
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Итак, сегодня у нас Неделя о расслабленном. И в этот день каждый год мы читаем этот удивительный евангельский рассказ о чуде, совершенном Иисусом Христом в купальне Бейт-Хазда, что переводится на русский язык как «дом милосердия», у Овечьих ворот. И в связи с этим евангельским отрывком можно было бы говорить именно о том, что произошло, как еще об одном чуде — чуде, которое совершил Иисус публично, на глазах у многих-многих людей. Можно было бы говорить о расслабленном, о поведении расслабленного.
Но я хочу обратить ваше внимание сегодня на другое. Этот рассказ можно читать не только как рассказ об одном из чудес, а как некую притчу — как некую притчу о каждом из нас с вами. То есть важно понять, что если это рассказ о том, что было две тысячи лет назад, то это не очень интересно. А вот если понять, что это о нас, что вот этот расслабленный — каждый из нас вот этот расслабленный, каждый из нас ожидающий: кто бы нас ввел в Царство Божие? Нет человека… Вот как тот расслабленный лежит. То есть он, видно, может немножко ходить, он говорит: «Когда я прихожу, кто-то первый вперед меня уже туда попал». Значит, он двигается. Более того, раз он тридцать восемь лет там пролежал, значит, о нем кто-то заботится, кто-то, что-то, как-то. И он, в принципе, мог бы что-то делать, он мог бы как-то жить! Но вот он там лежит — и ждет чего-то.
И это так похоже на нас. Мы тоже все время чего-то ждем — что кто-то что-то. Вот он говорит: «Нет человека. Нет кто бы меня взял — и отнес бы туда». Господь говорит ему: «Встань! И ходи. Ты ходить можешь — вставай и ходи!» Он встал и пошел. Вот то же самое, Господь рядом с каждым из нас, Он каждому из нас говорит: «Встань! Иди, ходи, делай, живи!» А мы всё ждем чего-то. Кто бы за нас, как бы… Многие люди и физически больны. Вот интересно, почему некоторые после инсульта, например, или, как там раньше это называли, ап… я не выговорю это — какой-то удар, короче говоря. (Улыбается. Из среды прихожан: «Апоплексический») Вот! Апоплексический, или еще какой там, удар. Кто-то восстанавливается, а кто-то какое-то время полежит-полежит — и помирает. Потому что один встал и пошел, стремится встать и пойти. А другой успокаивается: «Ну я расслабленный, я больной. Буду лежать». Но долго не пролежишь: пролежни начинаются, отек легких и так далее. Человек просто умирает. А тот, кто вставал, тот, кто шевелился — пусть через не могу, может быть на четвереньках до туалета доползал, — тот выживет, тот будет жить. Тот встанет, и, может быть, даже пойдет еще, нормально. То же самое и в духовной жизни. Можно сколько угодно ждать, пока кто-то что-то за нас сделает. А можно начать делать самому.
Это очень важно. Вчера вечером и неделю назад за всенощным бдением, мы говорили об ответственности веры, о том, что выбор веры — это очень ответственно. Почему одни верят, а другие не верят? Одни и те же свидетельства, одни и те же, казалось бы, доказательства — но кто-то верующий, а кто-то неверующий. Кто-то выбирает веру, он хочет быть верующим, он верит! Он выбрал веру, это его выбор. И этот выбор — это вера ответственная, понимаете? То есть человек принимает на себя ответственность. Даже если я, говорит, неправильно выбрал, даже если нет никакого Бога и я ошибся, то это моя ошибка, это я отвечаю за свою жизнь. Я выбираю эту жизнь, я выбираю этот путь. А вот это попытка переложить ответственность на кого-то другого. Пусть мне докажут, пусть мне засвидетельствуют, пусть меня убедят и так далее. А если еще какие-то испытания, какие-то искушения, какие-то трудности — так это же не я виноват, это Бог виноват: Он что-то не то делает и так далее.
То есть вот это очень важно. И сегодняшний евангельский рассказ как раз призывает нас к этому, к ответственному выбору. Призывает нас понять, принять, что каждому из нас Господь каждый день, по многу раз на дню говорит: «Встань, ходи! Встань, ходи, делай, живи! Развивайся» — вот это вот развитие. А у нас это всё как в болото. Давайте задумаемся об этом.
И да хранит вас Господь.