Послание к римлянам 13:1–10; Евангелие от Матфея 12:30–37;
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня я хочу обратить ваше внимание прежде всего на апостольское зачало, на отрывок из Послания апостола к римлянам, который очень не любят христиане таких вот либеральных или демократических взглядов. И который очень любят христиане таких вот державнических, государственнических основ. Ну как же: «нет власти не от Бога, всякая власть от Бога», «будьте покорны высшим властям» и так далее. На самом деле и тот и другой подход, на мой взгляд, неправилен, ошибочен. Потому что построен на одном и том же принципе: это выдергивание цитаты из контекста и такое вот однобокое толкование.
Делались попытки совершенно по-разному истолковать эти слова апостола Павла, и попытки, может быть даже, найти там… Ну для нас, в Синодальном переводе, это неправильность перевода — что якобы перевод не совсем правильный, не совсем точный. Но на самом деле он там, как ни переводи, но весь контекст этого отрывка, в общем-то, очевиден. Павел призывает — да, действительно — быть законопослушными и так далее. Ну делались попытки истолковать это типа того, что всякая власть действительно от Бога; а если не от Бога — значит, и не власть! Ну можно, конечно, так попробовать истолковать. Например, точно так же есть, знаете, в Послании Иакова есть такой пассаж, мы его читаем в конце каждой литургии, на заамвонной молитве: «Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть». И многие понимают это так, что всё, что доброе, всё, что мне нравится, — это от Бога. А что мне не нравится — значит, не от Бога. На самом деле смысл-то совсем другой. Всё, что от Бога, — всё благо, даже если это кирпич на голову. Вот как эти слова понимать-то надо. Ну вот тут и так тоже — тоже всё пытаются перетолковать: так истолковать, эдак истолковать… Но на самом деле нужно просто взять контекст, контекст Священного Писания. И посмотреть, как тот же Павел относится к власти. Да, он с уважением относится к власти. Почему? Потому что он римский гражданин. К римским властям он относится… и послание это к римлянам, то есть речь идет именно о римских властях. Но, например, когда его там первосвященник в синедрионе приказывает бить по губам, Павел ничтоже сумняшеся говорит: «Бог тебя будет бить, стена ты подбелённая!» И так далее. Можем вспомнить, как Иисус обличает фарисеев, начальствующих, как Он нелестно отзывается о царе Ироде и так далее. То есть, здесь контекст показывает, что нет такого однозначного отношения. И важно учитывать еще исторический контекст. Апостол Павел, как я уже сказал, гражданин Рима, римский гражданин. И римский закон, римское право его защищает. И как там ни верти, но… Там были, конечно, императоры, и узурпаторы, которые захватывали власть в результате дворцовых переворотов. Были, наверное, и корыстные судьи, были какие-то местные чиновники, взяточники. Всё было это, всё было. Но при этом сколько раз римское право выручало апостола Павла — когда толпа хотела его растерзать. Он ссылался на то, что он римский гражданин, и его благополучно, так сказать, вытаскивали из всех этих перипетий. Так что важно понять. Здесь очень хочется сейчас немножко привлечь еще евангельский отрывок, Господь говорит о плодах, «дерево познается по плодам», и о хуле на Духа. Мы можем вспомнить слова опять же апостола Петра, ну или слова апостолов, — во время синедриона, когда им говорят: «Не запретили ли мы вам проповедовать это имя?» — а Петр говорит: «Посудите сами: справедливо ли вас слушать больше, нежели Бога?» То есть, слушать надо Бога. А всё, что от Бога, — это всё благо, добро, понимаете? И если мы видим совершенно очевидное беззаконие, если мы видим совершенно очевидное зло, исходящее от власти, от управляющих и так далее, — значит это не та власть, значит, эта власть не от Бога действительно. От Бога то, что во благо людям, от Бога то, что на благо человеку. И это прежде всего диктуется любовью. Любовь к Богу и любовь к ближнему. Давайте вот об этом будем помнить. И это еще раз, вот этот вот отрывок — это такой хороший пример того, что нельзя, нельзя выхватывать какую-то одну цитату из Священного Писания и на ней строить политику, или богословие, догматические какие-нибудь выводы делать далеко идущие. Нужно всегда рассматривать весь контекст Писания. И конечно же, не забывать про исторический контекст: учитывать те обстоятельства, в которых эта фраза произнесена или в которых эта фраза написана. Может пройти десять, двадцать, тридцать лет, и человек, написавший это, может сказать совсем другое. И я думаю, что когда апостола Павла вели на казнь, приговоренного к казни по тому же римскому праву римским судом, я думаю, он к этой власти относился уже совсем по-другому. Да хранит вас Господь.