Часть 1.
Флп.2:5–11 (зач. 240). Мк.4:24–34 (зач. 17).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Итак, вы, конечно, помните, что у нас сегодня праздник. Не просто праздник как праздник, а праздник вдвойне. Прежде всего, сегодня – последний день Успения, наш престольный праздник. Но сегодня еще и очередная годовщина, 23-я годовщина освящения этого храма. Я много раз говорил о том, что этот праздник ко многому нас обязывает. Мы только что сказали, я сказал, что семейный праздник. Вот сегодня, в честь праздника, мы прочитали отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам. Он начинается словами: «В вас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе…» То есть, если это наш семейный праздник, если мы считаем Пречистую Матерь не только Матерью Господа Иисуса Христа, но и нашей матерью, потому что во Христе Иисусе мы все братья и сестры, мы все Его братья, мы все дети Божьи, то мы должны быть достойны этого родства. Мы должны быть достойны этой Семьи. Как говорят в миру – быть достойным своей фамилии. Быть достойным семьи, не подвести семью, не подвести предков, дедов, родителей и так далее. Это очень важно. Но сегодня, несмотря на праздник, я хотел в большей степени обратить ваше внимание на Евангельское зачало. Казалось бы, очень хорошо знакомая нам притча, очень хорошо знакомые нам слова. Слова «какой мерой меряете – такой мерой и вам отмерится». Мы очень часто повторяем, перед каждой воскресной литургией, когда говорим о необходимости прощения. Но вот в сегодняшнем отрывке эти слова употребляются совсем в другом контексте. И имеют другой смысл. И это очень важно увидеть. Очень важно понять. И на это, кстати, обращает внимание — на необходимость слышания и понимания — обращает внимание Сам Господь в первых строчках этого отрывка: «Замечайте, как вы слышите, смотрите, как вы слушаете». Потому что это очень важно. Часто люди говорят: Батюшка, я 20,30 лет хожу в Церковь – что толку? Я ничего не понимаю, и я ничего не знаю. Более того, человек может быть даже дома читает Писание – и ничего не понимает. Почему? Да потому что поверхностно относится к этому. Ведь как часто, как часто бывает, что люди приходят – вот он вроде стоит, прошел, свечки поставил, помолился перед той иконой, перед этой… здесь может быть идет служба, здесь идет молитва, здесь читается Священное Писание, здесь может быть произносится проповедь – а ему не до этого, он пришел по своим делам, и у него в одно ухо… может быть даже краем уха он что-то и услышал, но в одно ухо влетело, в другое вылетело. Это как в притче о сеятеле, помните. Сеятель сеет семя, а потом птички прилетели и всё склевали. И ничего не осталось. Вот тоже самое. Поэтому Господь настаивает: Вы замечайте, отмечайте, отнеситесь серьезно к Моей проповеди. Потому что тот, кто всерьез это воспринимает, тот всерьез и награду получит. «Какой мерой меряете…» — то есть какой мерой вы относитесь к Евангелию, такой мерой и вам дано будет, отмеряно будет. Ответ Христов, ответ Божий, ответ благодати. Если вы не всерьез, если вы легкомысленно к этому или как-то потребительски к этому относитесь – то так и получите, то и вам так будет. Слова «Кто имеет – тому дано будет, а кто не имеет – у того отнимется и что есть». Обычно эти слова понимают как: богатые – богатеют, бедные – беднеют, всё понятно, это просто поговорка и так далее. Да нет. Речь именно об этом идет. Тот, кто воспринимает это внутренне, тот, для кого это становится богатством, имением, когда Слово Божие пропитывает нас, когда оно проникает сначала в уши, потом в сердце, потом в наше жизнь. Начинает каким-то образом проявляться в наших делах – и ответ Божий соответствует этому.
А если у нас это всё как-то так, по верхам – и ответ такой соответственно получается. Кто-то может сказать: Ну как из какого-то слова Божия что-то вырастет? Какая разница, как я там… что мы можем, что мы значим? Может быть, многие люди даже слушая Иисуса думали: Ну какой-то нищий проповедник – что он там про Царство Божие плетет. Как из этого что-то может быть? А Господь на это отвечает другой притчей. Это как семя, которое бросили в землю. И крестьянин, который его посеял, он живет, продолжает жить, он спит, ходит, занимается делами – он не знает, как это семя растет. А оно прорастает. Оно прорастает и приносит плоды. Вот точно также и в нашей жизни. Очень важно, что любое слово, которое мы всерьез примем, которое мы действительно усвоим, которое ляжет на благодатную почву может вырасти и принести плод. Как горчишное семя. Критики Евангелия цепляются: Вот евангелист, разве он не знает, что горчишное семя не самое маленькое? Есть меньше семена. Взять хотя бы маковое зернышко. Или есть цветочки, у которых вообще как пыль. А горчишное-то семя, зерно – оно большое достаточно. Как можно всерьез к этому относиться?! – Да речь же не об этом. Речь не об этом! Речь о том, что из одного маленького зернышка вырастает, вырастает целый куст. И действительно… в других Евангелиях чуть ли не о дереве идет речь. Дерево не дерево, но на юге горчица вырастает до трех-четырех метров в высоту. И настолько густая, что там действительно могут птицы гнезда вить. Большие птицы, не маленькая птичка какая-нибудь там. Не на веточке, а на земле, но в тени этих растений. А выросло вот из такого маленького зернышка. Так что и в нашей жизни – вот это очень важно понять и в нашей жизни — что вот из этого маленького зернышка, но которое мы приняли всерьез, к которому мы отнеслись с благоговением, может вырасти Царство Божие. Могут вырасти наши отношения с Богом. Может вырасти то, о чем апостол Павел писал: «Уже не я живу, но Христос во мне живет». А это и есть Царство Божие. Важно понять, что Царство Божие – это не место где-то в созвездии Козерога или еще что-нибудь. Нет. Это состояние человеческой души. Это наши отношения с Богом. И когда в моей жизни царствует Бог, когда я живу со Христом, когда я живу с Богом в единении – это и есть Царство Божие. И это возможно уже здесь и сейчас. Ведь Господь, когда пришел на проповедь, Он же не сказал, что если будете себя хорошо вести, то когда-нибудь у вас наступит Царство Божие. Нет. Он прямо говорит ученикам: Царство Божие – вот, внутри вас есть. Царство Божие – вот, между вами, среди вас есть. Оно уже есть. Оно уже здесь. А мы говорим: где же оно? Где? А вот это зависит от того, как мы слушаем, как мы принимаем. Как это в сердце ложится. Как оно в нашей жизни воплощается. <…> Так что замечайте, как слышите, смотрите, как вы слушаете. Всё от этого.
Да хранит вас Господь!