Мы предлагаем читателю серию коротких историй о нашем храме – что-то вроде экскурсии с воспоминаниями о его истории, о передаче нашего храма церкви, о реставрации и удивительных находках и встречах, случившихся за эти годы.
Наш храм принадлежит к типу базиликальных храмов.
Базилика – древнейший тип христианских церковных построек. Образцом для христианских базилик послужили древнеримские залы для общественных собраний и судебных разбирательств. Вытянутое тело базилики делится при помощи колонн или столпов на нефы (в нашем храме их три) и завершается на востоке полукруглыми апсидами (в нашем храме, как в большинстве православных церквей, их три – алтарная, дьяконник и жертвенник).
Колонны
Рассказывает Ирина Родионова, архитектор-реставратор храма:
Колонны в нашем храме чугунные. Внутри они полые, и при установке их заполняли специальным раствором для устойчивости. Верхушками они выходят на чердак, где их держит металлический пояс.
В основании каждой колонны есть четкое клеймо – М.З.К.Е.Б. с точками и рамкой. Рамка означает, что клеймо нанесено после пожара 1812 г. Точки же ставились в аббревиатурах до 1926 г.
Это клеймо Мышегского Завода Княгини Екатерины Бибарсовой. Полное называние – Мышегский чугуноплавильный, чугунолитейный и железоделательный завод Тарусского уезда Калужской губернии. Он существует до сих пор – сейчас это филиал «Тяжпромарматуры».
Наши колонны были покрашены множество раз. Нижним оказался слой густого красного цвета. Такими же были откосы окон и пилястры. В расчистках стало видно, где была позолота на капителях, на ордерных деталях, на поясочках посреди колонн.
На капителях колонн располагались чугунные херувимчики, по четыре на каждой. Они были видны на фото, но их не было в натуре. А для реставрации наличие подлинника очень важно.
Наш скульптор сделал модель в гипсе по фотографиям. Оставалось только заказать чугунные отливки. И вдруг в Храм приходит женщина, композитор из соседнего дома, и просит: «Дайте черенок ваших розочек, а я вам дам ангела из вашего Храма». Сердце мое ёкнуло.
Мы пошли к ней, даже не зная, про какого именно ангела речь. Дома она сначала села за рояль и начала играть детские песни собственного сочинения, мы же томились в ожидании и предвкушении. А потом показывает — на подоконнике стоит чугунный херувим с нашей колонны с отверстием для монтажа. И правда, наш, единственный, сохранившийся! Скульптор был счастлив.
Когда отлили в чугуне и стали крепить первого херувимчика на колонны, кто-то нас уговорил, что не надо ставить заклепки, хватит сварки. И вот, суббота между службами, в храме никого. И сварка не выдерживает, чугунный херувим срывается и падает с высоты колонны… Слава Богу этого не случилось во время богослужения, когда под колоннами стоят люди. Остальных мы прикрепили уже надежнее.