Мы продолжаем серию коротких историй о нашем храме — о его истории, о передаче нашего храма церкви, о реставрации и удивительных находках и встречах, случившихся за эти годы. Сегодня мы рассказываем о фреске, украшающей северную стену нашего храма.
Фреска, украшающая северную стену нашего храма — вольная копия картины Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения».
Этот сюжет особенно популярен в западной христианской традиции — Иванов основывается на композиции хорошо известного в итальянской живописи со времен Джотто и Дуччо композиции Noli me tangere, «Не прикасайся ко Мне». Она традиционно входит в западнохристианские новозаветные циклы фресок, миниатюр, клейм алтарного образа.
В композиции Иванова сняты конкретные атрибуты и подробности: в руках Воскресшего нет знамени Воскресения, мы не видим входа в пещеру. В вольной копии в нашем храме дело вообще происходит на плоскогорье на фоне уже явно средневекового Иерусалима.
Рассказывает Ирина Родионова, архитектор-реставратор храма:
По архивным данным на северной стене был холст «Сошествие Святого Духа на апостолов». Никаких изображений этого холста не осталось, и мы решили не делать такую многофигурную композицию, а взять нечто более лаконичное.
Сюжет «Noli me tangere — Не прикасайся ко мне» выбрали потому, что часто в проповедях отец Владимир касался этой истории. Кто ходит на Всенощную, это знают, ведь это одно из одиннадцати Евангельских чтений, которые читаются за всенощным бдением по кругу.
Наши художники изменили некоторые детали оригинальной картины Иванова: Магдалина спиной к зрителям, её лица не видно, две основные фигуры расположены не на темном фоне, как у Иванова, а на фоне пейзажа и панорамы Иерусалима.
Но казус в том, что наши художники изобразили гораздо более позднюю панораму Иерусалима, и поэтому на ней совершенно явно читается купол мечети. Что, конечно, невозможно во времена Христа. Но на это никто не обращает внимания.