Иконостас

Мы продолжаем серию коротких историй о нашем храме — о его истории, о передаче нашего храма церкви, о реставрации и удивительных находках и встречах, случившихся за эти годы. Эта история про наш иконостас.

Многоярусный иконостас в православном храме — достаточно позднее изобретение. В раннехристианских церквах алтарное пространство было отделено от нефа либо низким ограждением с декоративными рельефами, либо чем-то вроде сквозной аркады, иногда с изображениями.

В византийских церквах над низкой оградой на колонках иногда располагалась балка-темплон, на которой впоследствии начали помещать крест, а потом и иконы. В храмах домонгольской Руси также могли находиться предалтарные балки-«тябла», на которых могли размещать иконы (прежде всего Деисусы).

Лишь к XIV веку за пределами Византии (на Крите, Кипре, а потом и на Руси) формируется так называемый «высокий» иконостас — многоярусная конструкция, включающая местный, деисусный и праздничный (а иногда и другие) ряды.

Иконостас в нашем храме

Рассказывает Ирина Родионова, архитектор-реставратор храма:

По архивным фотографиям интерьера Храма видно, что центральный иконостас был огромным — верхняя икона над царскими вратами где-то три метра в высоту. Изображения были написаны на холстах, в стиле академической живописи.

Мы же хотели, чтобы в иконостасе были писаные на дереве иконы. И так как по массе картины на холстах легче, чем иконы, то последние должны были быть меньше по размерам. Поэтому центральный иконостас мы пропорционально уменьшили. При этом мы сохранили схему и иконописную программу.

На фото старого иконостаса XIX века видно, что на нем была масса деталей – деревянная резьба, множество растительных и прочих элементов. Мы решили не воспроизводить резьбу. Нам хотелось, чтобы иконостас привлекал к себе внимание не пышностью убранства, а иконами. Мотив нашего иконостаса продолжает стены по цвету, он привлекает к себе внимание своими лаконичными формами, и на нем основной акцент идет на иконы, они дают цветовое разнообразие.

Делала эту работу маленькая бригада из трех человек. Руководил отец Николай Чернышёв, известный иконописец, священник храма на Маросейке. С ним двое его сотрудников. Первый — Евгений Малягин, оригинальный и выразительный художник, который работал с известным иконописцем Зиноном. И была еще совершенно чудесная, талантливая девочка Женя Колесникова, которая писала праздничный чин. Но Женечка, к сожалению, пару лет назад умерла от тяжелой болезни.