Мы продолжаем серию коротких историй о нашем храме — о его истории, о передаче нашего храма церкви, о реставрации и удивительных находках и встречах, случившихся за эти годы. Эта история про паникадила.
Круглый светильник с множеством огней, спускаемый из купола или свода и освещающий все пространство церкви, называется паникадилом. Слово это происходит от греческого «поликандилон» — «многосвечник».
Такой светильник, согласно Типикону, зажигается во время воскресных и праздничных богослужений как материальный знак божественного света, сияющего в Царстве небесном.
Византийский предшественник паникадила — «хорос» — имел двенадцать лампад по числу апостолов, несущих в мир свет Христов. Физический свет в Церкви призван символизировать свет нематериальный как одно из свойств Бога: «в Нем была жизнь и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4).
Раннехристианский богослов Псевдо-Дионисий Ареопагит называет «умственный Свет» одним из имен Бога наряду с Добром, Красотой и Любовью.
Паникадила в нашем храме
Рассказывает Ирина Родионова, архитектор-реставратор храма:
На старых фотографиях видна система освещения храма: над центральным амвоном свисают какие-то два маленьких светильника. Причем, понятно, что это уже электричество. Еще на каждом столбе висел такой висячий светильник – корзиночка со свечками.
Когда стали думать, как делать свет, отец Владимир попросил: «Подсветите мне центральный свод, и больше ничего не надо». И сейчас там прожектора, которые подсвечивают свод.
Но мы старались и солею выделить. А в боковых нефах сделали два больших паникадила, чтобы увеличить освещенность, сделать раздельный свет.
В каждый светильник в качестве декора по кругу вставлены надписи церковнославянской вязью – тропари праздничные, богородничные…
В алтарях висят паникадила поменьше, и в пределе Сергия Радонежского – его тропарь, в центре — Успенский: «В Рождестве девство сохранила еси…», справа – Иоанна Крестителя.