Методические материалы Молодёжки.
10 ценных вещей в глянцевом стиле
Если скучно читать Евангелие подряд, и «все это мы уже пять раз читали», то можно много чего делать, чтобы стало нескучно. Можно:
- Читать иные переводы. Хотя бы В. Кузнецовой — он мне местами не особо нравится, но заставляет думать о привычных словах: Иоанн Омывающий, — делая их непривычными. На любых других языках. И т. д.
- Использовать словари, искать значения ключевых слов и их историю, которая всегда развивалась в Ветхом Завете (о чем ниже).
Читая, можно смотреть на текст с разных точек зрения, думая о том: - …что, собственно, хотел сказать автор (временно забыв о почти 2000 лет существования Церкви).
- …как это — слова и деяния Христа — воспринимала непосредственная аудитория Евангелия — иудеи первого века из Палестины, чаще всего крестьяне.
Это повод почитать Ветхий Завет.
Если есть ссылка, лучше прочесть не один соответствующий стих ВЗ, а контекст. И понять: про что это. (Скажем «приготовьте путь» и намек на Исайю — это про новый исход, возвращение из плена.) Автор Евангелия, давая аллюзию, имел в виду весь ветхозаветный текст. - …как это понимали первые христиане. Они жили иначе. Слова про гонения, например, — для них это реальность, для нас «сказка».
- Можно заглянуть в параллельные места и найти своеобразие Марка. Мы механически заполняем пропуски сведениями из других Евангелий. А, скажем, у Мк ничего не говорится о том, что Иоанн при крещении распознал Иисуса.
- …как это прозвучало в истории Церкви. Это тоже повод для бесконечных чтений.
- Наконец, вера — не хотел с этого начинать, но с простых вещей. Как ходить в храм или ежедневно читать молитвы надо независимо от настроения и вдохновения. Даже если я ничего не чувствую и не расту, что-то происходит. По меньшей мере, становится понятнее, что я чего-то ненавижу, боюсь, не прощаю Богу и т. д.
- В конце концов, скука — это тоже не эмоциональный ноль, но чаще всего сопротивление, отторжение. Если скуку по поводу превратить в протест — тоже возникнет живой контакт с Писанием и можно что-то понять о себе.
- И еще — чтение вместе. В конце концов, Евангелие и писалось для чтения вслух общине. Не только самые ученые или даже самые благочестивые помогают мне что-то новое увидеть, но и любые искренние люди: даже протестующие, недоумевающие и т.д. Это просто правильный модус чтения — как и на Литургии, впрочем.