Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Конечно, мы с вами уже много-много раз читали этот евангельский отрывок и каждый раз думаем: на что же нам обратить внимание, что же здесь главное, важное? И вот сегодня мне хочется отметить слова евангелиста — что один из учеников, любимый ученик, согласно церковному преданию сам апостол Иоанн Богослов, вошел в пустой гроб, увидел и уверовал. И что же он увидел? Что он увидел? Пустой гроб, пелены лежащие, плат, отдельно свитый. И уверовал.
И вот эти слова вновь и вновь обращают нас к вопросу, почему одни люди веруют, а другие нет. Почему одному из учеников достаточно пустого гроба и вот эти окровавленные пелены, чтобы поверить в воскресение мертвых, а Петр еще будет идти и дивиться сам в себе. Более того! Мы знаем, что даже когда воскресший Иисус будет являться ученикам, кто-то поверит, а кто-то будет сомневаться — как сказано в Евангелии от Матфея: они поклонились Ему, а иные усомнились.
И вот вновь хочется сказать, что вопрос веры — это наш внутренний выбор. Помните, в притче о богаче и Лазаре? Когда богач обращается к Аврааму, он говорит: «Отче Аврааме, пошли Лазаря, у меня там братья! Увидев его, они покаются». А Авраам говорит ему: «У них есть Моисей. Пусть его́ читают, слушают. Пусть его слушают». — «Да нет! Но если кто из мертвых воскреснет — ну тогда поверят». И что на это Авраам отвечает? Что если уж Моисея не слушают, если Священное Писание для них не авторитет, то если кто и из мертвых воскреснет, не поверят.
То есть это вопрос нашего выбора. Если мы выбираем верить — то мы поверим. Тому, что нам открывается в Евангелии, тому, что нам открывается в древней традиции Церкви. Мы поверим, и Господь примет эту веру и выйдет навстречу. Он поддержит эту веру. Он даст какие-то знамения, Он будет укреплять в минуты каких-то искушений, испытаний. Всё будет. И будет вера. А если человек хочет сомневаться, то ему какие бы чудеса бы ни происходили, какие доказательства ему бы ни предлагали, он всё равно не поверит. Или может быть, в какой-то момент поверит, а потом опять засомневается, опять будет мучиться!
Давайте задумаемся об этом! Потому что и сегодня кто-то верит — просто, по-детски, чисто. Приходит в церковь, может быть в первый раз, услышал пение хора, услышал евангельский отрывок — и поверил, и принял. А кто-то вроде бы изучает, проходит катехизации, изучает догматическое богословие… И всё равно какие-то сомнения, и мучается, и терзается! Я рассказывал, у меня был один коллега, с которым я еще работал до того, как стал священнослужителем, в экспедициях. Он говорил: «Володя, как я тебе завидую! Ты верующий человек». Я говорю: «Ну что тебе-то мешает?» — «Не знаю… Не могу, и всё». Вот человек мучается. Я говорю: «Ну ты сделай выбор, это твой выбор!» — «Нет, не могу. Не могу».
Так что давайте будем, если мы выбрали верить, давайте будем беречь этот выбор, давайте будем дорожить этим даром Божьим, который у нас есть! Помните, как апостол Павел пишет в своих посланиях? — у него это не раз встречается. Он говорит: «И это не от вас. Это дар Божий — чтобы никакая плоть не хвалилась». То есть если уж мы верующие… Да, мы выбрали это. Но Господь помог, Господь укрепил этот выбор. Господь дал нам его. И будем беречь, дорожить им. Давайте будем думать об этом!
Да хранит вас Господь.