«Журнал Нескучный сад»
Реально ли нам, нынешним теплохладным людям, оставить все ради Христа, как призывает Евангелие в неделю Всех святых? И не в войну или в гонения, а в мирной тихой жизни? И что — все?
«Оставить ради Христа — значит отказаться от власти над вещами и людьми. Отношения с родными, очищенные от эгоизма, окажутся во сто крат глубже, нам возвратятся те же люди и вещи, но уже преображенными», — говорит в комментарии к воскресному Евангелию протоиерей Олег БАТОВ, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва).
— Как правило, евангельское зачало (отрывок, читаемый во время богослужения) является цельным куском текста, состоящим из одной или нескольких, следующих друг за другом перикоп (смысловых отрывков).
Сегодняшнее воскресное чтение является исключением, оно составлено из трех небольших отрывков. Это сразу заставляет задуматься о том, почему Церковь в лекционарии так соединила эти отрывки. Дело в том, что в них заключена программа жизни каждого христианина: исповедание веры — путь следования за Христом, сопряженный нередко с отвержением — крест — жизнь вечная.
Можно привести множество ярких примеров осуществления этой программы из истории гонений на Церковь, как в первые века христианства, так и совсем недавно. Но неужели для нас, живущих в благополучных условиях, это тоже актуально?
Начинается жизнь христианина с исповедания веры. То есть с признания, в первую очередь перед собой, что Иисус является для меня самым близким и дорогим Человеком, даже дороже ближайших родственников. Без такого личного отношения ко Христу ни знание православной догматики, ни участие в богослужениях не делают еще нас Его учениками.
Удивительно, что Христос обещает, что такое исповедание будет обоюдным. В связи с этим обетованием вспоминаются слова митрополита Антония Сурожского о том, что человек верит в Бога, а Бог верит в человека.
С исповедания веры начинается путь следования за Христом. Я очень удивился, когда меня спросили, не вытекает ли из стиха Мф. 10, 38 («и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня»), что можно следовать за Христом, не беря креста. Это просто ошибка Синодального перевода, исправленная в переводе еп. Кассиана (Безобразова), да и в других переводах. Но даже если прочитать так, как в Синодальном переводе, смысловой ошибки мы не сделаем. Христианство без креста — это не христианство.
Сегодня за исповедание веры не расстреливают, не сажают в тюрьмы. Как же можно осуществить призыв Христа? Во-первых, мы не знаем, какие испытания ждут наше поколение. В конце 19-го — начале 20-го века мало кто предполагал, что на их век выпадут такие страшные гонения. Сохранять готовность к предельным испытаниям всегда необходимо.
Во-вторых, путь следования за Христом — неизбежно нонконформистский. Мир сей лежит во зле, даже если отказывается это признавать, даже если называет себя христианским. Нечувствие этого говорит только о проблемах с нашей совестью.
В-третьих, важное дополнение к призыву взять крест есть в параллельном месте Евангелия от Луки — ежедневно. В переводе владыки Кассиана — «да берет крест свой всякий день, и следует за Мною» (Лк. 9, 23). То есть крест — не только мученичество за Христа, но и ежедневный христианский труд.
Наконец, Христос обещает воздать сторицей оставившим имущество или родных. Во-первых, придя в Церковь, мы приобретаем братьев и сестер во Христе. Ведь обращение священника к прихожанам: «Братья и сестры!» — не дань церковному этикету, но призыв к общине стать семьей.
Во-вторых, оставить ради Христа – значит, прежде всего, отказаться от присвоения чего-либо, от власти над вещами и людьми. Отношения с родными, очищенные от эгоизма, становятся во сто крат глубже, нам возвращаются те же люди и вещи, но уже преображенными. В них мы видим уже здесь, на Земле, отсвет вечной жизни, к которой и призваны.
Евангелие от Матфея: 10:32-33; 37-38; 19: 27-30 (Пер. епископа Кассиана Безобразова)
Итак, всякого, кто исповедает Меня перед людьми, исповедаю и Я его перед Отцом Моим, Который на небесах;
и кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь и Я от него перед Отцом Моим, Который на небесах.
Любящий отца или мать более Меня недостоин Меня; и любящий сына или дочь более Меня недостоин Меня;
и кто не берет креста своего и не следует за Мною, недостоин Меня.
Тогда ответил Ему Петр: вот мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
И сказал им Иисус: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в новом бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых.
И всякий, кто оставил дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или детей, или земли, ради имени Моего, во сто раз больше получит и жизнь вечную наследует.
Многие же будут первые последними и последние первыми.