Построенный во второй половине XIX века с использованием новаторских приемов, храм Успения на Вражке испытал несомненное влияние той грандиозной постройки, которая тогда велась в Москве – храма Христа Спасителя. Скульптурное убранство главного фасада храма является уникальным для Москвы, хотя довольно часто встречается на храмах Петербурга.
«Старожилы» — прихожане храма помнят, что скульптурное убранство главного фасада храма было полностью утрачено. Для того чтобы начать восстановление кокошников главного фасада со скульптурными изображениями в них, нужно было определить авторство и постараться найти эскизы и материалы по этой работе. Архивная фотография в сильном ракурсе давала лишь представление о том, что было изображено в кокошниках: центральная композиция Успения Богородицы и четыре медальона с горельефами голов святых.
Из той группы скульпторов, которые трудились в храме Христа Спасителя в XIX веке, наиболее подходящим по возрасту и положению для работы на храме Успения был Николай Рамазанов, профессор кафедры скульптуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В московских архивах нашлись документы его личного фонда, в числе переписки скульптора были и записки от старосты храма Успения Сергея Афанасьевича Живаго об установке скульптуры на фасад нашего храма.
Талантливый скульптор, историк искусства, критик-публицист, Николай Рамазанов был воспитанником Петербургской Академии художеств. Уже ранние его работы были отмечены медалями Академии. После учебы была стажировка в Италии и назначение на кафедру скульптуры во вновь созданное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимая это место до конца своей жизни, Рамазанов способствовал образованию многих молодых скульпторов, и за свой ум и любовь к искусству пользовался общим уважением в кругу московских художников и любителей искусства. Список работ его огромен: скульптурные барельефы, памятники, портреты —
в Петербурге, Казани, Севастополе, Москве. Рамазановым выполнен прекрасный скульптурный портрет Н.В.Гоголя. Скульптор был знаком с Гоголем по Италии, а в день кончины писателя снял с него посмертную маску.
В 1860 году выполнил скульптуры для фасада храма Успения на Вражке. В книге «Материалы для истории художеств в России» Рамазанов пишет, что в скульптуре для храма Успения на Вражке им впервые был применен английский портланд-цемент.
К сожалению, ни эскизов, ни подробного описания работы над скульптурой нашего храма найти не удалось. Много интересного дала неожиданно приобретенная редкая фотография храма. На фото 20-х годов запечатлен храм в тот момент, когда была сломана застройка на углу переулка и Тверской улицы. Этот почти фронтальный вид храма повторить уже невозможно. Снимок дал возможность рассмотреть центральную композицию – Успение Пресвятой Богородицы.
Не зная, какие святые изображены в малых кокошниках, мы выбрали изображения первоверховных апостолов и покровителей нашего храма Преподобного Сергия и Иоанна Крестителя (по посвящению приделов храма). Позднее оказалось, что в архивах скульптора Чижова, ученика Рамазанова, было упомянуто о том, что он работал над образом Николая Чудотворца для медальона храма Успения в Газетном переулке.
Над воссозданием скульптурного убранства в наши дни трудился московский скульптор Александр Петрович Семынин, который также работал и на восстановлении храма Христа Спасителя. История повторилась на новом витке.