Паломническая поездка в Годеново, Никитский монастырь, Свято-Алексеевскую пустынь.

Отправились мы в очередную поездку в 7-30 утра 13 апреля. Наш гид-историк Сергей с увлечением рассказывал нам историю края, соединяющего столицу с русским севером (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ярославль, Вологда, Ростов). Это живая легенда, где все дышит тысячелетней историей. Некоторые памятники уникальны и радостно видеть, что многие из них восстанавливаются.
В нашей программе мы наметили посетить:
1. село Годеново, где находится Животворящий Крест Господний.
2.Никитский мужской монастырь в Переславле-Залесском.
3. Свято Алексеевскую пустынь.


Село Годеново находится в Ярославской области в 70 км от Переславля. От самой деревни осталось только название. Большинство близлежащих сел растеряли своих жителей. Домов практически нет. Но главное, из-за чего сюда едут люди отовсюду — Чудотворный Крест, в Храме Иоанна Златоуста — одно из самых святых мест в России.
Вот как рассказывает историческая летопись о первоначальном явлении Животворящего Креста. 11 июня (н/с) 1423 года пастухи Никольского уезда увидели над Сохотским болотом большой и ослепительный яркий луч света. Приблизившись к тому месту, увидели, как с неба на землю в луче света спустился Крест, на нем образ распятого Иисуса Христа, а перед распятием явилась икона Николая Чудотворца. При этом пастухи услышали глас, говоривший о том, что на этом месте должен быть возведен храм и установлен сей Крест, который имеет огромную целительную силу для людей. Мужики побежали в деревню к священнику, позвали всех селян, чтобы рассказать об увиденном. В тот же день стали возводить сруб для храма, но не на болоте, а рядом, где было сухо. К вечеру успели положить три венца, а наутро все венцы исчезли. И снова было явление Креста, и глас возвести церковь на том месте, где было указано лучом света. В следующую ночь разразился страшный ливень, сильно размывший землю и болото. Когда ливень прошел, вода схлынула вместе с болотной жижей, а там, куда бил луч света, земля вздыбилась, образовав холм, пригодный для строительства храма. Теперь на этом месте (д. Антушково) стоит Кресто-воздвиженский храм, где находится копия Животворящего Креста. А сам подлинный Крест – в Храме Иоанна Златоуста (так исторически сложилось).
История Креста полна чудес: и исцеляет, и в огне не горит, и топором не рубится…что богоборцы с ним ни делали, ничего не получалось, только сами бывали наказаны…а святыня оставалась цела.
В Годеново не ходит общественный транспорт, однако людей там оказалось очень много: автобусы, машины, газели… Мы простояли два часа, чтобы подойти к святыне. Крест находится под стеклом, но в праздничные дни открывается для паломников. Непередаваемое чувство охватывает, когда губами и лбом прикладываешься к ногам Спасителя, вдыхаешь необыкновенный аромат, исходящий от Креста… душа ликует… и скорбит…и радуется … и слезы перехватывают дыхание…Незабываемое чувство! Слава тебе, Господи!
2. Следующий этап нашего путешествия – Никитская слобода на окраине Переславля. Никитский монастырь — один из древнейших в России. Основан в 1010 году. Через семь лет исполнится 1000 лет! Это один из «ученых» монастырей. Огромная книжная лавка занимает половину Храма.
А с историей этого монастыря связана жизнь одного из удивительных святых Никиты Столпника. Преподобный Никита Столпник был уроженцем города Переславля Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами на строительство города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег и для себя. Так длилось много лет. Но милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию. Однажды Никита пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших…научитеся добро творити…избавите обидимаго, судити сиру (защитите сироту) и оправдити вдовицу» (Ис.1, 16-17). Он был потрясен этими словами, проникшими в глубину сердца. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «измыйтеся и чисти будете…». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы ночи. Но Господь вновь призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывающую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое, в нем пробудилась совесть, и он ясно осознал, что своими поборами он поступает, как убийца. «Увы, мне! Много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» — с такими словами он выбежал из дома. В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу». Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим свои грехи. С глубоким смирением Никита принял послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что делает он у ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим на болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой, что ты делаешь с собой?» — «Отец, спаси погибающую душу»,- отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и постриг в монашество. Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он наложил на себя вериги и на местах своих монашеских подвигов выкопал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг — он выкопал глубокую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только небо видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену – по нему преподобный Никита ходил в Храм на Богослужения. Так, подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему за благословением, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали. Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание! Между тем убийцы, остановившись на берегу Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо. Бросили все в реку. Господь прославил и эти видимые знаки тайных подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом своему настоятелю и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, пришедшие к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие…». С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены на гроб преподобного. При этом произошли исцеления. Около 1420-1425 г.г. святитель Фотий, Митрополит Московский, благословил открыть мощи св. Никиты. Игумен монастыря с братией совершили молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей, и мощи остались под спудом. В 1511-1522г.г. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты Столпника, а в XIX веке протоиерей А. Свирелин составил акафист святому.
В левой части Храма находится рака Никиты Столпника и вериги у его иконы. Мы простояли и здесь около часа, чтобы прикоснуться к веригам святого и полониться его светлой памяти.
Над местом-ямой, где жил святой, построена часовня, но можно себе представить, как там под землей, под сводом каких-то перекрытий молился и находился пред Богом всеми почитаемый Никита Столпник.
3. Наше путешествие продолжается к Свято-Алексеевской пустыни. Перекусить нам нигде не удалось, не было ни места, ни времени (а ведь это наша традиция — совместная трапеза). В Свято-Алексеевской пустыни нам предоставили трапезную, мы еле-еле разместились, 48 человек за пятью столами. С молитвой пообедали. Нас ждали еще 45 минут! (Это теперь о многом «говорит»: люди добрые, отзывчивые, терпеливые…). Нас встречала сестра Ирина, которая провела нас по территории обители, рассказала ее историю.
Свято-Алексеевская пустынь мужской монастырь в селе Новоалексеевка Переславского района Ярославской области, бывшая пустынь Федоровского женского монастыря. В 1891 году на средства купчихи Анны Афанасьевны Ашукиной был заложен храм Алексия человека Божия, достроенный и освещенный в 1903 году. Архитектор храма – К.В.Терский. Храм был одноглавым, с одной апсидой (и одним престолом внутри), с пристроенной колокольней; церковь была выстроена в эклектичном стиле, экономной «краснокирпичной» кладкой. Интерьер – лепнина и роспись выполнена в стиле классицизма. Рядом с храмом располагалось монастырское кладбище. Территория пустыни была обсажена по периметру соснами и елями. В советское время пустынь была разграблена и разрушена.
Сложно сказать, что такое Свято-Алексеевская пустынь теперь. Монастырь? Не совсем. В пустыни свой полу-монастырский устав, но живут здесь не только монахи и монахини. Школа? Да. Вернее много разных школ: классическая гимназия, кадетский корпус, музыкальная школа, физико-математические и естественнонаучные классы. Детский приют? Конечно. Музей? Музеи здесь тоже есть, и геологии, и археологии, и космоса и музей путешествий и др. Христианская община? И это тоже. Православный оазис спасения посреди пустыни мира? Для многих, наверное, так и есть.
Это удивительное место создал бывший выпускник геологического факультета МГУ, священник Алексей Василенко с матушкой Людмилой. В 1992 году он приехал служить в Переславль Залесский из Санкт-Петербурга. Под жилье ему нашли дом в обезлюдевшем селе Новоалексеевка. Кроме развалин храма, там ничего не было. Местные бабушки принесли о. Алексею старинное полотно с ликом Алексия Человека Божия. Так началось дело всей жизни иерея Алексия, теперь уже иеромонаха Петра. Матушка Людмила тоже приняла монашество.
В Свято-Алексеевской пустыни почти натуральное хозяйство: есть свиная и молочная фермы, картофельная плантация, парк тракторов. Все аграрное хозяйство занимает 380 га земли, обрабатывают ее сами насельники (ок. 400 человек). К сельскому труду привлекают и школьников (ок. 200 человек). Например, в сентябре нет занятий — все копают картошку.
В гимназии Свято-Алексеевской пустыни учатся, в основном, дети, потерявшие родителей, и дети, чьих родителей лишили родительских прав, но также и дети из благополучных семей, которых родители привозят из Москвы и Санкт-Петербурга, и они живут здесь круглый год на свежем воздухе. В пустыни сухой закон (кроме праздников и особенных дней). Дети, конечно, загружены учебой. Сильная математика, история, биология. Два древних языка (латинский и древнегреческий), английский, французский, церковнославянский и др. По всем предметам строгие требования. Девочки получают дополнительно медицинское образование. Быт не очень легкий, но летом дети отдыхают даже лучше, чем некоторые московские школьники. Каждый год для воспитанников организуются один-два похода на Кольский п-ов, в Архангельскую, Новгородскую области, в Крым, на Северный Кавказ. И это не только отдых, но и учеба, т.к. школьники участвуют в настоящих экспедициях: геологических, археологических, палеонтологических, и пополняют свои коллекции.
Мы с удовольствием знакомимся с бытом и обстановкой, поднимаясь на второй этаж корпуса по деревянной лестнице. Здесь все по-домашнему. Коридор увешан картинами, красиво оформленными надписями-цитатами из святых отцов Церкви, ученых, педагогов. В середине коридора аквариум с рыбками, клетки с экзотическими птицами — живой уголок.
Дальше, еще большее удивление и восторг. Нас изумила библиотека с тысячей томов, среди которых рукописное Евангелие. Поразил музей с коллекциями раковин такой красоты и многообразия, словно ее подарил музею Синдбад — Мореход. А коллекция бабочек и кузнечиков со всех континентов, которая может соперничать с зоологическими музеями Лондона и Парижа! А коллекция минералов! Есть очень интересные образцы необыкновенной красоты! А собрание русских деревянных прялок, столь разнообразное, что, описывая эти чудесные творения, можно писать диссертации о русской этнографии. А какая коллекция чучел, такое количество, на таком небольшом пространстве!
Есть даже кабинет космонавтики. Федор Конюхов тоже обосновался здесь. У него есть свой кабинет, куда он приезжает в редкие свободные дни, он продолжает свои путешествия по свету, теперь уже с христианоской миссией (он рукоположен в сан священника).
Не хватает слов, чтобы выразить все наши эмоции. Красота! Большое спасибо и низкий поклон руководителям и преподавателям этой Обители. Они истинные радетели России, именно их благородным, но очень нелегким трудом взращивается будущее нашей страны.
Закончилось наше интереснейшее путешествие. Обратный путь показался недолгим, все мы находились под впечатлением от услышанного и увиденного.

Координатор паломничества Татьяна Акишина.

Добавить комментарий