изображения не найдены
Первым паломническим местом на Святой Земле, которое мы посетили, был храм св. вмч. Георгия Победоносца в Лидде. (1)
Так как мы летели 14 часов вместо 4-х, программу пришлось скорректировать, и мы совершенно случайно оказались в Лидде именно в день освящения этого храма. Этот праздник есть даже в нашем календаре, а уж для жителей Лидды это «День города».
Храм был полон, верующие запросто подходят к иконостасу, чтобы приложится к праздничной иконе.(2)
«А как Лидда была близ Иоппии» (Деян 9:38), то мы и отправились туда, в город Яффу, где рядом с гробницей Тавифы выстроен Антонином Капустиным замечательный храм.(3)
Там мы совершили первый благодарственный молебен, в котором благодарили Господа за прибытие на Святую Землю и просили благословения на дальнейшие пути. (4)
Остановка на пляже в Тель-Авиве по пути в гостиницу стала настоящим подарком для утомленных всенощным бдением в самолете паломников.(5)
После позднего, «труда ради бывшего», подъема в 6 часов утра (в другие дни мы вставали, как правило, раньше) в Назарете, мы первым делом отправились в храм Благовещения, сооруженный над тем самым источником, к которому, несомненно, приходила черпать воду Пресвятая Дева.(6)
Наш небольшой паломнический хор помогал всем молиться и литургически переживать те моменты Священной Истории, с которыми связаны посещаемые нами места. Пока паломники прикладывались к иконе Благовещения и почерпали воду из источника Богородицы, звучало архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся». Согласно иерусалимскому преданию, архангел Гавриил впервые посетил Пресвятую Деву и произнес эти слова именно здесь,у источника.(7)
Из Назарета наш путь лежал в Галилею, к Геннисаретскому озеру.(8)
На берегу озера, недалеко от Магдалы, есть русский участок, с прекрасным ухоженным садом и родоновыми источниками, в которых наши паломники омочили уставшие ноги.(9)
После того, как на горе Блаженств все вместе спели третий антифон, мы спустились в Капернаум, к храму Двенадцати апостолов. (10)
Помолившись святым апостолам, отправились в Табху, где сохранилась удивительная мозаика, изображающая пять хлебов
и две рыбы, как символ Евхаристии. (11,12)
Обязательно на всех местах, связанных с событиями жизни Христа и апостолов, мы читали Евангелие. Здесь – о том, как Воскресший ждал апостолов, приготовив рыбу на углях на том самом камне, у которого я стою.(13)
В Капернауме не так давно раскопан фундамент синагоги времен Христа, находившейся буквально в двух шагах от дома апостола Петра, войдя в который, Иисус исцелил его тещу.(14,15)
Рыбу, которую ловили апостолы, до сих пор подают на обед на берегу Галилейского моря. Никто из паломников не отказался попробовать ее, и никто не был разочарован.(16,17)
Завершением галилейского дня стала Кана. На фото — водонос евангельских времен, подобный тем шести, что стояли в доме жениха, «по обычаю очищения иудейского».(18)
Благодаря ранним подъемам, наша группа в самых посещаемых местах была, как правило, первой. Ожидая, когда нам откроют ворота фаворского монастыря, можно было сделать групповое фото. (19)
Спустя 2 тысячи лет на Фаворе появились-таки три кущи.
По преданию с Фавором связано и ветхозаветное событие – встреча Авраама с Мелхиседеком. «Хорошо нам зде быти».(20,21,22)
Когда великое водосвятие совершается в храме, мы просим Господа ниспослать на воду «благословение Иорданово». А как же молиться, освящая сам Иордан? Мы просили о благословении вод сих, якоже во дни плотскаго пришествия Христа Бога нашего.(23)
И конечно, окунались в святые воды Иордана, в том самом месте, где Спаситель крестился от Иоанна.(24)
Источник пророка Елисея до сих пор снабжает водой Иерихон и его окрестности.(25)
В монастыре Искушения на Сорокадневной горе, у меня не оказалось с собой Евангелия, пришлось читать текст с Iphon`а, одолженного Олегом Самариным.(26)
Говорят, что в монастыре св. пророка Елисея в Иерихоне сохранилось то самое дерево, на которое влез Закхей, чтобы увидеть Христа.(27)
Место, где укрывалось Святое семейство во время бегства в Египет, находится на территории монастыря Прп. Герасима Иорданского. Епитрахилью на царских вратах может воспользоваться каждый паломник в священном сане. Поблагодарив Бога, мы отправились на ночлег в Святой Город.(28)
Золотые ворота, через которые Христос въезжал в Иерусалим на жребяти осли, сегодня замурованы, перед ними находится мусульманское кладбище. Так случайно совпало, что у мусульман есть обычай приносить на могилы пальмовые ветви, и дорога к Золотым воротам была устлана ими.(29)
Нам пришлось входить в город через Овечьи ворота. «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда».(30)
А рядом с нею дом святой Анны, где родилась Пресвятая Богородица.(31)
Чуть дальше начинается Крестный Путь, Via Dolorosa. Мы прошли его в меру сил молитвенно, стараясь не отвлекаться на шум базарной толпы, которая, вероятно также бушевала вокруг Христа, падающего под тяжестью своего Креста.(32)
С храмом Воскресения Христова мы познакомимся поближе ночью, когда будет меньше паломников и туристов.(33)
А пока нас ждала аудиенция у Святейшего и Блаженнейшего Патриарха Феофила III.(34)
Наш гид шутя сказал, что тот, кто пройдет через эти ворота, называемые «игольное ушко», попадет в Царство Небесное. Ну как тут было не пролезть!(35)
Кто не мечтал погулять по крышам? В Иерусалиме это реальность. Есть целые улицы.(36)
В Сионской горнице завершался наш паломнический путь по Иерусалиму, но расходится не хотелось.(37)
Мы не могли не побывать в храме, тезоименитом нашему, построенном на месте Успения Пресвятой Богородицы.(38)
А на следующий день в 5.45 мы были уже на Литургии в Успенском храме Иерусалимского Патриархата, на месте погребальной пещеры Богородицы.(39) Престолом служит сам камень, на котором лежало тело Пречистой, никакого иконостаса нет, верующие сами подходят к жертвеннику, на котором совершается проскомидия, и оставляют свои записки и пожертвования
Затем мы поднялись на самую вершину Елеонской горы, в Вознесенский монастырь.(40)
На самом месте Вознесения Господня сейчас стоит часовня, принадлежащая мусульманам, но там христиане молятся невозбранно.(41) С Елеонской горы открывается лучший вид на Иерусалим.(42) В Вифагии мы встретили самое, пожалуй, оригинальное оформление храма.(43) В Гефсиманском монастыре нас ждала встреча с большим другом нашего прихода матушкой Нектарией.(44) И конечно, мы помолились у раки святой покровительницы нашей общины преподобномученицы и великой княгини Елисаветы.(45) Гефсиманский сад. Маслины, слышавшие моление о Чаше.(46)
Крестный монастырь был долгое время владением Грузинского Патриархата на Святой Земле, фрески хранят память об этом.(47)
За ночной воскресной литургией у Гроба молилось больше сорока священников. После литургии все обменивались пасхальным приветствием «Христос воскресе!»(48)
Наш гид Рафаил, коренной иерусалимлянин из колена Левиина, принявший Христа, любящий и знающий свой город и его историю, показывает нам раскопки Иерусалима времен римского владычества.(49)
Ступени Храма с южной стороны, по ним поднимались Иосиф, Мария, Иисус, апостолы…(50)
На Храмовой горе группа была без священника, так как меня не пустила израильская служба безопасности из-за наперсного креста.(51)
Так выглядят сегодня почти все улицы Святого Града.(52)
Помолившись у могилы Симеона Богоприимца, мы покидаем Иерусалим.(53)
В Эйн-Кареме на месте встречи Марии с Елизаветой находится русский Горненский монастырь, из которого открываются прекрасные виды на окрестности Иерусалима.(54,55)
В Вифлееме снова пришлось подниматься очень рано, чтобы успеть на литургию, которая начинается в 6 часов утра. Евангелие читалось на греческом и арабском.(56)
Великий вход совершался по всему храму, в котором опять же нет никакого иконостаса и алтарного пространства. Все молящиеся стоят собственно в алтаре.(57)
В пещере, соединенной ходами с пещерой Рождества, святой Иероним трудился над переводом Библии на латынь, известном под именем Вульгаты.(58)
Сегодняшние обитатели Поля пастушков встретили нас очень дружелюбно.(59-61)
В Великую лавру преподобного Саввы Освященного пускают только мужчин. Женщины остались ждать нас у ворот, но не остались без духовного утешения. Послушание одного из монахов, о. Ефрема, заключается в том, чтобы принимать паломниц, отвечать на их вопросы и рассказывать о лавре.(62)
В храме святителя Николая в Бейт-Джале завершилось наше паломничество. Все паломники искренне благодарили Господа, уезжать из Святой Земли очень не хотелось…(63)
Священник Олег Батов.