Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангельском отрывке я хочу обратить ваше внимание прежде всего на его концовку – вот эту историю с вдовой, которая положила в сокровищницу храмовую две лепты. Хочу сразу сказать, что здесь речь идет вовсе не о деньгах. И не о том, что надо платить десятину или еще что-то. Хотя, конечно, совершенно очевидно, что и богатые, которые клали в дар Богу от избытка – они выполняли закон, и вдова, которая положила туда две лепты – она тоже исполняла закон. Но не об этом речь! Важно отметить, что сегодня суббота – это последний день седмицы о мытаре и фарисее. То есть сегодня как бы отдание этой седмицы, отдание этой недели мытаря и фарисея. В неделю о мытаре и фарисее мы говорим обычно, что фарисей — он полагался на свою праведность, он полагался на свои заслуги, достоинства, а мытарю, ему не на что было полагаться перед Богом. Он мог полагаться только на милость Божию. И вот здесь мы видим в принципе то же самое: богатые кладут от избытка своего, они кладут какую-то часть своего в надежде на то, что этим они заслужат милость Божию, они заслужат прощение Божие. Вдова ни на что не рассчитывает, она рассчитывает только на Бога – она отдает всё, что у неё было. Здесь не идёт речь о том, что все должны всё отдать. Если бы богатый отдал всё в храмовую сокровищницу – он сам стал бы нищим, нищими бы стали его дети или те, кому он давал работу, благодаря кому он зарабатывал какие-то средства. Речь идёт именно о том, что полагаться мы должны не на то, что мы сделали, не на то, что мы дали кому-то – потому что и сегодня, и в нашей церковной среде это бывает сплошь и рядом: кто-то, какие-то олигархи, назовём их так (слово какое-то нехорошее), они думают, что за счёт своих огромных пожертвований, за счёт того, что они участвуют в строительстве храмов, они заслужат прощение своим другим делам, заслужат прощение тому, что они наживаются на чужом труде, наживаются за чужой, так сказать …хотят въехать в Царство Божие на чужом горбу, что называется. Именно это осуждает Господь. Ведь речь может идти не только о деньгах: ведь многие церковные люди думают, что они своим благочестием, так сказать, что-то заработают, что-то заслужат. Родные мои, нет у нас… вот как нищая вдова: она отдала две лепты, она не могла отдать десятину – если бы она могла отдать десятину, она бы, наверно, отдала десятину, но от двух лепт десятину отдать невозможно, потому что лепта – это самая маленькая монета, там десятину уже никак не выкроишь из этого. Она могла быть отдать одну лепту, но на оставшуюся лепту она бы все равно не прожила. Потому она просто отдала всё, что у неё было, полагаясь на Господу, полагаясь на Богу. И Господь хочет нам это привести в пример – как мы должны жить: полагаться не на своё благочестие, полагаться не на свои какие-то достоинства, полагаться не на свои заслуги… Это не значит, что у нас не должно быть благочестия, что у нас не должно быть заслуг, что у нас не должно быть достоинств, что мы не должны отдавать пожертвования в храм или помогать бедным. Нет, речь не об этом! Но мы не должны думать, что_этим_ мы заслужим Царство Божие. Царство Божие мы можем получить только благодаря милости Божией, только благодаря любви Божией, когда мы полностью отдаем себя в Его руки. Давайте будем об этом думать и свою жизнь, свои отношения с Богом тоже попытаемся проанализировать. Да хранит вас Господь.