Еф. 5:25–33 (зач. 231), Лк. 4:1–15 (зач. 12)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вчера в нашем (неразборчиво) проходила пастырская конференция, основная тема которой была «пастырские искушения». И вот на этой конференции в связи с разными, в принципе, докладами много раз вспоминалась история, которую мы с вами только что читали. Потому что те искушения, через которые проходит Иисус Христос в пустыне от дьявола, — они очень характерны и для пастырских искушений. Это искушение материальным благополучием, через которое проявляется страсть, может быть, к сребролюбию, корыстолюбию. Это и стремление к власти — власть над людьми, власть над приходом, по крайней мере, а если священнослужитель более высокого ранга, это власть над епархией, церковью и так далее, богатство, власть. И эта способность манипулировать людьми, заставляя подчиняться, заставляя делать то, что тебе хочется, поразить их чудом каким-то. «Если ты сможешь, бросься отсюда, и ангелы тебя понесут». И будут тебя слушаться люди, и будут тобой восхищаться и так далее, и так далее, и так далее. Всё это так, действительно, то есть для священнослужителей это очень и очень актуально. Но если разобраться, то, в принципе, это очень актуально для всех христиан, для всех людей. Все, наверное, хотят материального благополучия. Не обязательно в виде, там каких-то купюр, в виде, я не знаю, успехов, в виде здоровья. И как часто мы искушаем Бога, говоря: «Если Ты есть, если я Твой сын, если Ты мой Отец, почему же я такой бедный и больной?». Разве это не искушение? Искушение! Иисус отвергает эти искушения, Он проходит через них. Лучше я умру от голода, но не буду искушать Бога. А мы сплошь и рядом искушаем Бога, искушением властью, разве не хочется всем нам кем-то руководить? Ну, пусть не на работе, пусть не в обществе, ну хоть дома мужем покомандовать или детьми поруководить, влезть в их жизнь, навести у них там порядок или ещё что-то. Или, я не знаю, здесь на клиросе, ещё что-то. Неважно где, ну хоть маленькая власть, ведь есть искушение, есть. А манипулировать людьми? Направлять туда, куда тебе надо, чтобы они делали то, что тебе выгодно, и так далее. Разве этого не хочется, и разве мы этого всего не просим порой у Бога? Вот эта история рассказывает нам о том, что, в принципе, всё это не Бог нам даёт, а Его противник. И когда у нас действительно появляется и власть, и благополучие, и умение манипулировать людьми, лишь надо задуматься: а от кого мы всё это получили? Кто нам всё это дал? Кому мы обязаны? Потому что Бог пришёл в этот мир совсем не для этого. Он пришёл совсем для другого. Он пришёл, чтобы избавить нас от греха, чтобы избавить нас от войны, чтобы избавить нас от смерти, в конечном счёте. Чтобы открыть перед нами Врата Царства Божьего, а не для того, чтобы мы укреплялись, утверждались здесь, в царстве земном. Давайте задумаемся об этом. Потому что да, для пастырей, для священнослужителей всех уровней очень актуальны такие искушения, но они актуальны для каждого человека, каждый человек должен об этом помнить. Да хранит вас Господь.