1Кор.4:1–5 (зач. 130), Мф.23:1–12
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. О чём сегодняшние литургические чтения? О Церкви, о том, какая должна быть Церковь, о том, каковы отношения должны быть в Церкви. Ну и прежде этого, конечно, о церковных и священнослужителях. Вообще, отрывок из Евангелия очень удобный, чтобы критиковать архиереев, священников – это всё про нас. Возлагают бремена неудобоносимые на людей, говорят о постах, говорят о правилах и так далее. А сами часто ничего этого не соблюдают или соблюдают абы как. Говорят о необходимости воздержания, о трезвости жизни, о недопустимости роскоши и так далее. А посмотрите, на каких машинах ездят, посмотрите, какие митры, какие кресты, с украшениями, золотые, с драгоценными камнями и так далее. Вот это всё про нас, всё. Очень удобно для критики. Но в этом отрывке есть ещё нечто. Когда мы кого-то критикуем, когда мы кого-то осуждаем, когда мы на кого-то навешиваем ярлыки, мы должны задуматься: а мы сами-то что? А многим ли мы отличаемся от тех, кого мы пытаемся критиковать? Господь говорит: «больший из вас да будет всем слуга». Каждый из нас с вами где-то, в какой-то сфере больший: либо в своей семье, либо где-то на работе, либо там, я не знаю ещё, где-то. Готовы ли мы быть всем слугой, там, где мы большие? Готовы ли мыть за всех посуду, я не знаю, помыть полы, вынести мусор, ещё что-то? Или «я больший, пусть меня обслуживают». «Кто сам себя возвышает, тот унижен будет». Мы сами себя в нечто где-нибудь возвышаем. Нам очень хочется быть выше хоть кого-нибудь, хоть чуть-чуть. Хоть над кем-то, но возвыситься, хоть над ребёнком собственным. Нет, Господь прямо говорит: «кто сам себя возвышает, тот унижен будет». Это очень важно. Если по-крупному разобраться, мы все очень похожи на тех, кого мы обычно критикуем. Возможности разные просто. Начальный стартовый капитал разный может быть, позиция какая-то начальная, стартовая. Но, в принципе, все рвёмся ради того, чтобы над кем-то возвыситься, все рвёмся, чтобы отхватить больше, мы рвёмся для того, чтобы нами восхищались, чтобы потом хорошо говорили и так далее, и так далее. Чем мы отличаемся? Да ничем. Просто у них больше возможностей, просто они, может быть, похитрее, поумнее, вот и всё. Сегодняшний литургический отрывок говорит о том, что служители Церкви, не обязательно священнослужители, любой человек церковный, в принципе, каждый из вас, из нас служитель Церкви. Каждый из нас служит на своём месте: я здесь, вы там, но мы служим. Кто-то у подсвечников, кто-то за ящиком, кто-то торгует кофе после службы, разговляет, кто-то просто стоит и молится, это тоже служба, мы все служители. Мы должны быть именно служителями. Тот, кто работает на свой престиж, тот, кто работает на своё материальное благополучие в Церкви, тот лжеслужитель, тот лжехристианин. Вот это очень важно. Давайте задумаемся об этом. Сегодня мы совершаем память отца Александра Меня. Удивительный человек был. Если по-настоящему, он был больший. Сколько он знал! Как образован! Сколько людей к нему, но он никогда… Скажем так, когда я приезжал к нему в гости, он мог приготовить салат, он мог нарубить быстренько чего-нибудь, я не знаю. Он мог пожарить, ну в те времена это роскошь была, если удавалось достать, мог пожарить и курочку, ещё что угодно. Потом мог посуду помыть, убрать: «Володя, Володя, ты что, я сейчас сам, сам», разз-раз-раз, всё убрал со стола, помыл посуду. Вот таким должен быть служитель. И во всём, и везде и до конца. Говорят, что его последними словами были, когда его смертельно раненого, убивали когда его, к нему подошли люди, сказали: «отец Александр, давайте мы Вам поможем», «нет-нет, я сам, сам». Всё сам, чтобы никому не мешать, чтобы никого не обременить. Давайте задумаемся об этом. Да хранит вас Господь.