Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний евангельский отрывок возвращает нас к очень важной теме — к тому, что есть христианство, к пониманию христианства. Мы очень легко называем себя христианами, мы в принципе считаем себя христианами. И наверное, имеем для этого какие-то основания. Но вот вопрос, какие мы христиане?
Помню, однажды на заре моей церковной жизни, христианской жизни я пришел к отцу Александру Меню на исповедь и сказал ему: «Отче, знаешь, у меня такое ощущение, что я никакой не христианин». Он говорит: «Ну как тебе сказать… Ну плохенький, может быть, но все-таки вроде как христианин».
С тех пор я понял, что христианство, действительно, оно бывает разное. Бывает подлинное христианство — то христианство, которое проповедует Иисус Христос, а бывает такое вот потребительское христианство — когда нас и в Церкви и во Христе интересует не истина, не само христианство, не Христос, а то, чем мы можем попользоваться от Него.
Мы пользуемся Христом. А быть христианином — это значит быть учеником Его, это значит следовать за Ним. В принципе, Иисус дает возможность и пользоваться Им. Он не всех тащит за Собой. В сегодняшнем евангельском отрывке мы читаем, что Он исцеляет десятки, может быть, и сотни бесноватых, больных. Он исцеляет всех, но они не пойдут за Ним. Они не станут Его учениками, они не станут Его последователями.
Мы слышим в сегодняшнем евангельском отрывке, как один из книжников говорит: «Я пойду за Тобой, я буду следовать за Тобой». А Иисус говорит ему: «Подумай, а готов ли ты к этому, сможешь ли ты? Лисицы имеют норы, птицы имеют гнёзда, а ведь Сыну Человеческому негде даже голову приклонить». Но другому, который говорит: «Я пойду за Тобой, но только попозже. Позволь мне отца похоронить», — то есть потом, когда-нибудь,
потому что отец еще жив. Ведь если бы отец умер, то речь о похоронах бы не шла, его бы уже хоронили, на Востоке хоронят в тот же день, когда человек умирает. То есть этого ученика просто рядом со Христом бы не было, если бы у него отец умер. Значит, отец, еще жив. Иисус говорит ему: «Нет. Брось все сейчас и иди за Мной».
И вот мы, называющие себя христианами, очень легко называющие христианами, верующими, — а мы последовали за Христом? Мы идем за Ним? Мы понимаем, что быть христианином — это значит быть готовым отказаться и от норы, и от гнезда, и от того, что называется домом? И от материального благополучия, и от всего, от всего, от всего. Нет, конечно, если кто-то не готов, Иисус его не отвергает. Он и его благословляет, Он его принимает, Он его любит! И о нем Он плачет и страдает.
Но все-таки быть христианами, называть себя христианами мы, наверное, должны только тогда, когда мы последовали за Христом, когда мы идем за Ним, когда мы действительно Его ученики. Когда мы вместе с Ним сораспинаемся, распинаемся для спасения этого мира. Когда мы приходим в церковь не для себя, не для того, чтобы у меня все было хорошо. А когда мы приходим в церковь для того, чтобы этот мир спасен был. Чтобы война кончилась, в конце концов, чтобы люди не погибали! Вот тогда это христианство.
А если мы пришли для себя — пообщаться с Ним, рассказать Ему, как мы Его любим, послушать, как Он нас любит, но всё только для того, чтобы нам было хорошо, чтобы мне было хорошо. Часто приходится слышать от людей, спрашиваю: «Что вас привело в храм? Почему вы пришли?» — «А мне здесь хорошо». Родные мои, а если б здесь было плохо, вы бы не пришли сюда, значит? Значит, вы б не стали христианами?
Помню такое. Одна женщина, я говорю: «Почему вы так редко бываете в храме?» — «Ой, батюшка, я как в храм приду, у меня голова болеть начинает». Родные мои, если бы я каждый раз не приходил в храм, когда у меня болит голова, вы б меня здесь вообще не увидели.
Мы приходим не для того, «чтоб мне хорошо было». Это наше служение, это наш долг, мы совершаем искупительную жертву. Мы сегодня с вами будем воздвигать Святые Дары, воздвизать над престолом: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». То есть мы приносим эту жертву за весь мир, за всю вселенную! И мы должны были бы это делать каждый день. Но мы ленивые, мы слабые. Господь терпит нас, дает нам возможность бывать немножко пореже. Но, тем не менее, мы должны об этом думать. А назвать себя: «Я христианин, я верующий», — это совсем нетрудно. А вот быть христианином — трудно.
Давайте задумаемся.
Да хранит вас Господь!