Кор 4:6–15; Мф 22:35–46;
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Естественно, что в эти дни, в дни праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня мы говорили в основном о кресте, о его значении для христиан, о том, что он значит в нашей жизни. Основная мысль, наверное, всех этих наших рассуждений заключалась в том, что крест — это есть знак, символ искупительной жертвы Иисуса Христа. Той жертвы, через которую мы рождаемся в новую жизнь. Обычно мы под искупительной жертвой Христа понимаем именно само Богораспятие, Его добровольное восшествие на Крест. Но на самом-то деле — и мы с вами не раз об этом говорили — искупительная жертва Иисуса Христа начинается с Боговоплощения, с зачатия этого Богомладенца, с Его рождения в этот мир. (1:07) Бог стал человеком, Бог принял на себя всю боль, все страдание этого мира, Бог разделил с нами все тяготы этой жизни, человеческой жизни. Это искупительная жертва Иисуса Христа. Крест — это вершина, это венец, это последний главный штрих этой искупительной жертвы. И, как мы уже сказали, через эту искупительную жертву Иисуса Христа мы рождаемся в новую жизнь. То есть крест — это не только страшное орудие казни, орудие смерти. Для нас крест — это средство, орудие рождения в новую жизнь, в новый мир. (2:11) Через Крест, через искупительную жертву Христа мы получаем возможность стать причастниками божественной жизни. Или, как апостол Петр пишет в одном из своих посланий, «стать причастниками божеского естества». Именно поэтому мы прославляем Крест, именно поэтому мы поклоняемся ему. Но вот сегодня, в Неделю по Воздвижении, то есть в первое воскресенье после праздника Воздвижения Креста, Церковь напоминает нам о том, что есть одно маленькое «но». (3:00) Для того чтобы воскреснуть вместе со Христом, для того чтобы вместе с Ним войти в жизнь вечную, для того чтобы вместе с Ним стать соучастниками, причастниками жизни Пресвятой Троицы, — нужно вместе с ним и умереть. Вместе с ним сораспяться, как пишет апостол Павел: «Я сораспялся Христу, я умер для этого мира». Сам Господь говорит в Евангелии, которое мы сегодня слышали: «Кто хочет следовать за Мной, — „кто хочет следовать за Ним и в этой жизни, и в жизнь вечную“, — отвергнись себя, — то есть „перестань жить для себя, забудь о себе“, — каждый день бери свой крест, — в Евангелии от Марка специалисты по греческому языку говорят, что именно в Евангелии от Марка как раз употреблен глагол, подразумевающий не просто „однажды возьми свой крест“, а „каждый день, постоянно бери свой крест“, — и иди за Мной». (4:19) Вот это вот — _умереть_, вместе со Христом. Мы можем вспомнить отрывок из Послания к римлянам, которое всегда читается при совершении Таинства Крещения — что мы умираем, на крещении мы умираем со Христом и рождаемся в жизнь новую, жизнь для Бога и с Богом во Христе Иисусе. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» — вот облечься во Христа. Облечься — но для этого сораспяться вместе с Ним. Мы очень часто удивляемся, почему наше христианство так мало <эффективно>, скажем так. (5:10) Нет каких-то плодов: достойных плодов покаяния, достойных плодов новой жизни… Много жалуются на то, что через несколько лет, лет через десять, пятнадцать лет церковной жизни, становится скучно, наскучивает как-то, становится неинтересно. Люди уходят из Церкви, расцерковляются. Или так до конца и не воцерковляются. Почему всё это? Да потому что вот это _главное_ не происходит. Для того, чтобы родиться в новую жизнь, нужно умереть для старой. Нужно умереть для старой жизни. Если мы не умерли для мира сего, если мы не сораспялись Христу, — то как мы родимся в новую жизнь? (6:04) Как мы родимся в жизнь вечную, если мы не умерли для этой жизни в этом мире?
Вот это заставляет нас о многом задуматься. Церковь напоминает нам, мы много раз с вами говорили о том, что по крайней мере праздник Кресту мы совершаем три раза в год: в Воздвижение, в Крестопоклонную неделю Великого поста, потом в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. То есть, они распределены по всему году, эти три праздника. И каждый раз мы размышляем об этом, говорим об этом. Но мы говорим, говорим, говорим, но ничего не происходит. Ничего так и не происходит. В этот раз Церковь нам вновь и вновь напоминает о том, что такое христианство, что такое быть христианином, что значит крест для каждого из нас. (7:03) Огромная возможность, великий дар Божий. Но это и призыв — это призыв к каждому из нас задуматься о нашем христианстве, о наших отношениях с Богом, о нашем отношении к Кресту Господню. Да хранит вас Господь.