Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Итак, сегодня у нас Великий Четверг, Великий Четверток, и в этот день, как подписано в календаре, мы совершаем Праздник: воспоминание Тайной Вечери. Но мне кажется, что это название не очень полно отражает то, что действительно мы сегодня вспоминаем, то, что действительно мы сегодня празднуем, то, что мы должны были бы сегодня праздновать. Многие воспринимают эту Тайную Вечерю, таинство Евхаристии, очень часто в таком потребительском плане или как некий магический обряд, укрепляющий наше здоровье, силы, но в отрыве от всего остального христианства. Для многих всё равно, что к бабке сходить, что в церковь причаститься. Мне не раз приходилось слышать: приходит человек, я вижу, что человек приходит в первый раз, мало что знает, спрашиваешь: «Что вас сегодня привело сюда?». «А я вот ходил к бабке-колдунье, она сказала, что надо пойти причаститься, и я стану здоровым». То есть, вот восприятие Евхаристии. Но на самом деле Евхаристия это только знак, это символ, символ Нового Завета Бога с человеком, символ единства человека с Богом. И не случайно мы сегодня читаем и паремию, рассказывающую нам о становлении Ветхого Завета, то есть, отрывки из Ветхого Завета. Не случайно мы сегодня читаем не только о Тайной Вечере, но и о предательстве Иуды, и о Гефсиманском борении, и о суде над Христом. А завтра, и уже сегодня вечером, конечно, и завтра будем читать об Искупительной Смерти Иисуса Христа. То есть, это всё неразрывные понятия. Нельзя воспринимать Евхаристию, нельзя воспринимать Тайную Вечерю в отрыве от всего христианства, в отрыве от Креста Господня, от Его Искупительной Жертвы. И не случайно веществами этого таинства Евхаристии являются кровь и тело, Тело и Кровь Христова. Хлеб и вино местообразующее. Но местообразующее чего? Тела и Крови Христова. То есть, нет Евхаристии, нет таинства Евхаристии без Христа, без воспоминания Его Искупительной Жертвы. И это, я ещё раз подчёркиваю, это знак, символ завета человека с Богом. И когда мы пренебрегаем Таинством Евхаристии, когда многие подолгу пренебрегают этим Таинством, или когда мы достаточно поверхностно подходим к этому Таинству, это пренебрежение не просто неким обрядом, это пренебрежение не просто неким таинством, это пренебрежение всем христианством. Это пренебрежение Искупительной Жертвой Христа, это пренебрежение Заветом, единением Бога с человеком. Это очень серьёзно. Но в этом Таинстве, в том, что мы сегодня вспоминаем, есть ещё один очень важный момент. Ведь Завет объединяет не только каждого отдельного человека с Богом, Завет объединяет людей вокруг Бога. Мы можем вспомнить Ветхий Завет. Моисей выводит из Египта двенадцать колен Израилевых, которые за сотни лет очень далеко отошли друг от друга и в языках, в обычаях, в традициях. Но с израильтянами, с этими двенадцатью коленами, выходят какие-то многие другие, которых называют пришельцами. И вот, заключая этот Завет у подножия горы Синай, Бог объединяет всех этих людей в единый народ. И не просто народ – они становятся семьёй, семьёй Божьей, они становятся народом Божьим, домом Божьим, семьёй Божьей. И мы, заключая Новый Завет через Иисуса Христа с Богом, тоже становимся едиными, тоже становимся единой семьёй, единым народом Божьим. И когда мы грызёмся, называя себя христианами, считая себя православными или просто христианами, когда мы совершаем Таинство Евхаристии, когда совершаем воспоминание вот этой Тайной Вечери, мы причащаемся Телом и Кровью Христовой, но при этом грызёмся между собою, или, как ученики на Тайной Вечери — мы читали в отрывке из Евангелия от Луки — спорят, кто бы из них был больший даже там, почти у подножия Креста, в преддверии Искупительной Жертвы, они спорят, кто из них был больший, когда всё это мы совершаем – это самое страшное предательство Христа. Важно это понять: нельзя причащаться Телом и Кровью Христовой и убивать людей, нельзя причащаться Телом и Кровью Христовой и идти предавать кого-то, нельзя причащаться Телом и Кровью Христовой и лгать, обманывать, подличать. Не случайно мы сегодня пели прокимен: «Господи, изыми меня от человека лукавого, избави от мужа неправедного». Это самое страшное. И можно предавать Христа не только проливая кровь, но и молча, предавая правду. Как Пётр, который отрекается. Ему говорят: «Ты тоже был с галилеянином, с Иисусом». Казалось бы, что? – ну да, был. Но он отрекается, он молчит, он испугался. Сам страх становится предательством. И это очень важно для нас. Мы так легко называем себя христианами, мы так легко называем себя православными, мы так легко говорим о себе, как о верующих. Мы приходим и запросто причащаемся Телом и Кровью Христовой, но не предаём ли мы каждый день Христа? Не предаём ли мы Бога, не нарушаем ли мы вот этот Завет единства человека с Богом, единства друг с другом, когда нам нет дела друг до друга, или когда мы не любим друг друга, когда мы ненавидим друг друга? Не предаём ли мы тем самым всё это, ради чего Бог стал человеком, ради чего Он страдал на Кресте, за что Он умер? Давайте задумаемся над этим. Да, сегодня у нас праздник, Великий Праздник, да, сегодня действительно мы вспоминаем великие события, происходит нечто очень-очень важное. Но это ещё и напоминание, напоминание нам о той ответственности, которую мы воспринимаем, принимаем на себя вместе с Заветом с Богом. Да хранит вас Господь.