Неделя Жён-мироносиц
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Второе воскресенье после Пасхи, то есть один из самых важных дней в церковном календаре, Церковь посвящает женам-мироносицам.
Из Евангельского отрывка, который сегодня читается, который всегда читается за Божественной Литургией в этот день, мы понимаем, о чём идёт речь: прославляются женщины, которые пришли, неся драгоценные ароматы, миро, ко гробу Иисуса, чтобы помазать Его тело.
Конечно, одного этого уже было бы достаточно, для того, чтобы прославить их на веки веков. В то время, когда Его ближайшие ученики спрятались, закрылись в доме, как Евангелии говорит «страха ради иудейска», то есть боясь иудеев, боясь преследования, побиения камнями, женщины не побоялись пойти ко гробу государственного преступника, распятого, разбойника, чтобы воздать Ему последние почести на земле.
Но на самом деле, как мне кажется, их подвиг этим не исчерпывается. Мы не должны забывать, что в течение трёх с половиной лет общественного служения Иисуса Христа они сопровождали Его общину. О них говорится в Евангелии. Евангелисты говорят: «И многие женщины служили им имением своим». То есть они помогали: они готовили, они, наверное, стирали, кто не мог сопровождать физически — путешествовать по Палестине — эту общину, маленькую общину Иисуса Христа, начало, этот зачаток, зерно Церкви, те служили своими пожертвованиями, своим имением. И мы знаем, что это тоже был подвиг, потому что в то время женщина была привязана к дому, женщина должна была сидеть у очага, если есть дети — воспитывать детей, нет детей — обхаживать мужа. Нет детей и мужа — другие родственники. Но дальше базара ей путь был закрыт. А они вышли.
Они вышли в путь. Они вышли в дорогу. Они многому научились за эти годы. И неслучайно многие из них стали равноапостольными. Мы прославляем Марию Магдалину как равноапостольную. Есть предание, что она проповедовала Евангелие в Европе, не только там, на Ближнем Востоке, но и на юге Франции. Там много общин, много храмов, посвященных Марии Магдалине. И я совсем недавно узнал, что оказывается храм, в котором я так любил служить в Тэзе, — это тоже храм Марии Магдалины. Не просто так там было всегда так хорошо, чувствовалось это присутствие этой удивительной великой святой. Но это служение продолжилось и позже.
К женам-мироносицам можно было бы причислить и Лидию, которая помогала апостолу Павлу, которая служила его проповеди имением. К женам-мироносицам можно было бы причислить и Присциллу, Прискиллу, или как её, наверное, ласково звали Приска, которая содержала домашнюю церковь. Можно было бы вспомнить ещё многих-многих великих удивительных женщин, которые служили вот именно… Марфа и Мария, Марфа, которая суетится и заботится о многом… А Мария, которая сидит у ног Иисуса…
И сколько таких женщин было в истории Церкви. И неслучайно многие духовные или, скажем так, церковные деятели говорили, что в нашей стране в советские времена, в безбожные времена, а я думаю, что и раньше тоже, и до того, Церковь выживала именно за счёт этих жён-мироносиц, за счёт женщин, которые заботились о храмах, которые заботились о бедных священниках. Это сегодня, как у нас принято говорить, священники ездят на мерседесах, а было время совсем другое. И вот всё это сохранилось, всё это выживало именно благодаря их трудам, благодаря их заботам.
Я помню, когда я приехал служить в деревню, у меня на первой литургии присутствовало тринадцать бабушек. И в алтаре – бабушка, баба Наташа. Она была и алтарницей, она и Апостола читала, она всё… Одни бабушки. Не жёны-мироносицы — бабушки-мироносицы. Благодаря им Церковь много-много лет сохранялась. Потом что-то начало меняться. Потом появились мужчины. Потом появились у меня Тимофей, который к нам приезжает иногда. Потом появился Юра Захаров, который теперь чуть ли не благочинный Чеховского благочинья, заслуженный митрофорный протоиерей. Это всё было потом. А вначале — одни бабушки. И что бы мы без этих бабушек, что бы мы без этих тётушек, что бы мы без этих жён-мироносиц делали?