Неделя о расслабленном
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Год назад в этот день, в Неделю о расслабленном, в связи с сегодняшним Евангельским отрывком мы говорили, что этот кусочек очень хорошо, очень полезно рассматривать как некую притчу, имеющую отношение к каждому из нас.
У нас, конечно, нет сомнения в том, что это подлинная, реальная история, подлинный случай. Но если это рассматривать просто как случай, как одно из чудес Иисуса Христа, то в этом, в принципе, нет ничего удивительного и ничего особо назидательного, так скажем. А вот если это рассматривать как притчу, то очень многое встаёт на свои места.
Я не буду в целом пересказывать вам эту проповедь прошлогоднюю. Она вошла в книжку, последнюю книжку проповедей, и вы можете ее все почитать, потому что проповедь получилась, на мой взгляд, неплохая, добротная. Так что очень рекомендую прочитать, придете домой — прочитаете. А если у кого-то нет книжки, можно приобрести. Она еще есть в книжной лавке.
Сегодня я хочу обратить ваше внимание немножко на другое. Нет, в принципе, этот подход – притчевый, то есть рассматривать эту историю как притчу, этот рассказ как притчу, он очень ценен, и Церковь именно так, собственно, и рассматривает эту историю: если вы внимательно слушали песнопения сегодняшнего дня, в том, что относится к Неделе о расслабленном, расслабленный сравнивается со всеми нами. Точнее мы сравниваемся с этим расслабленным.
Мы все духовно расслаблены, и мы все нуждаемся в том, чтобы Господь нас поднял, чтобы Господь нас исцелил. Но я хочу обратить внимание на моменты, которые иногда проходят мимо нас. Почему этот расслабленный лежит там, в этих галереях вокруг купели Вифезда (Бейт Хисда), что переводится как «дома милосердия»?
Да потому что там часто совершается чудо. Там часто происходят исцеления больных, которые спускаются в эту купель. По крайней мере, существует такая легенда, в которую люди очень сильно верят. И, наверное, эта легенда существовала и люди туда приходили задолго до того, как Иисус пришёл в Иерусалим. Может быть, даже задолго до того, как Он родился, мы не знаем, сколько десятилетий существовала эта традиция, существовала эта легенда.
О чем это говорит? Если бы там ничего действительно не происходило, люди бы перестали приходить, люди бы забыли об этом. Значит, там действительно происходят исцеления. Значит, там действительно является сила Божия. Значит, она присутствует в этом мире, ещё до Иисуса Христа сила Божия в этом мире присутствует. Мы можем вспомнить про то, что многие какие-то чудеса совершали и ветхозаветные пророки, и ветхозаветные праведники. Более того, даже люди, не имеющие никакого отношения к народу Божию.
Сила Божия всегда присутствует в этом мире от сотворения мира. Не случайно святые отцы говорили, что Бог сотворил этот мир как бы двумя руками: Логосом–словом и Духом. И вот с тех пор и Логос, и Дух, то есть и Слово Божие, Сын Божий и Дух Святой присутствуют в этом мире.
Но почему же не так часто совершаются чудеса. В этом сегодняшнем отрывке есть намек, ответ. Этот расслабленный говорит: Не имам человека – нет человека, который бы помог мне. Мы можем вспомнить другие чудеса, о которых говорится в Евангелии. Можем вспомнить другого расслабленного, которого друзья, четыре друга приносят и полагают к ногам Иисуса. Мы можем вспомнить чудо умножения хлебов и рыбы, когда Господь пятью хлебами и двумя рыбами кормит тысячи человек. Почему? Нашелся человек, который отдал эти хлебы.
То есть всегда для того, чтобы чудо Божие совершилось в этом мире, нужен человек. И вот суть христианской жизни, суть христианства в том, что этим человеком должны быть мы с вами. Тогда чудеса будут каждый день совершаться в этом мире. Потому что сила Божия всегда здесь присутствует. Бог всегда хочет помочь, Бог всегда хочет исцелить. Бог хочет, чтобы все были спасены. Но нужен человек как проводник этой силы Божией, как проводник этого желания Божья, как проводник этой Его воли, Его замысла. И каждый их должен быть этим человеком. Это наше призвание.
Мы призваны, как пишет Павел в одном из своих посланий, «мы призваны на добрые дела». Мы призваны на то, чтобы жить не для себя, не под себя, не в себя — а жить из себя. Жить для других. Иногда меня спрашивают: «Батюшка, попроще как-нибудь скажите, что значит жить по-христиански, быть христианином?» Я всегда говорю — жить так, чтобы рядом с тобой было хорошо. Чтобы рядом с тобой было светло. Чтобы рядом с тобой было тепло. Чтобы рядом с тобой была радость. То есть жить, чтобы другим было хорошо. Вот суть христианства в двух-трех словах. И вот это очень-очень важно помнить.
Ну и еще… На этом можно было бы закончить. Но еще на один момент хочу обратить внимание. Этого человека спрашивают: «Как ты можешь в субботу взять постель и идти (и так далее)?» Он говорит: «Мне тот человек, который меня исцелил, сказал, чтобы я взял постель и ходил». «А кто тот человек?» «Ой, да не знаю…» А потом узнает, что это Иисус, и идет, докладывает… по сути доносит на Иисуса. Он перекладывает ответственность с себя. Мы все время говорим с вами об ответственности. О том, как важно уметь брать ответственность на себя. Не перекладывать на кого-то. Не «кто-то меня заставил», не «кто-то меня научил», не «кто-то там что-то» — это я, я исцелился, я встал и пошел. А мы все время норовим… Но это уже немножко другая тема. Всего вам доброго.
Да хранит вас Господь!