Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы прочитали весь Канон Андрея Критского. И можно было бы на каждый из тропарей Канона сказать проповедь, сказать что-то важное. Но мы это услышали и восприняли, я надеюсь. Мне сегодня показалось важным остановиться на одном из образов Канона, который несколько раз повторялся. Я имею в виду переход через какой-то рубеж: через Чермное море с Моисеем, через Иордан с Ковчегом Завета, когда возвращались в Землю Обетованную. Через Иордан же перешла Мария. И вот этот образ, конечно же, он универсален. Он есть во всех мифах: мы знаем античные мифы о реке Стикс, отделяющей царство живых от царства мертвых и про «перейти Рубикон» знаем — как о символе окончательного решения. Но вот один из образов в Каноне Андрея Критского говорит, призывает нас, каждого из нас, свою душу Андрей Критский призывает — мы откликаемся этим желанием в своей душе, перейти «текучее естество времени», подобно тому, как перешли с Ковчегом, с Иисусом Навином возвращающиеся люди. Оказывается, можно идти не по течению времени, а поперек, пересекая его. Перейти время и оказаться на берегу вечности. На том берегу — где-то, возможно, уже здесь и сейчас в нашем мире. И действительно мы знаем из опыта святых, что это возможно, что это бывает, что люди живут вечностью, Царством Божиим уже здесь и сейчас. И Андрей Критский еще раз в конце Канона говорит: Царство Божие уже открылось. И уже входят в него те, кто кается. Оно уже открыто для нас, как открыты сейчас Царские врата, как открыт доступ к Телу и Крови Христовым, которые есть Пища и Питие в Царствии. И важно, чтобы мы понимали, что мы принадлежим именно Ему. Что мы должны выйти из этого потока времени. Что мы должны оказаться на берегу Царства вечности, Царства Бога, Царства Любви. И вот этот призыв мне кажется самым важным сейчас. Аминь.