Рим.9:1–5 (зач. 100). Мф.9:18–26 (зач. 32).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
О чём сегодняшние литургические чтения? Кто-то может сказать: об отношениях апостола Павла и израильского народа. Кто-то может выделить главное — два великих чуда, ещё, скажем так, два великих чуда, совершённых Иисусом Христом: исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери некоего начальника. Но если задуматься, то в принципе оба этих отрывка о любви. Мы очень много говорим о любви. Мы говорим, что без любви нет христианства. Что суть христианства – это любовь: любовь к ближнему, любовь к Богу, любовь к каждому человеку, любовь ко всей твари во вселенной. Но что такое любовь? Что такое любовь? Мы говорим о любви, но очень часто под любовью понимаем всё что угодно, кроме её самой. А вот в сегодняшних этих двух отрывках как раз и говорится о том, что же такое любовь. Любовь не бывает без жертв. Любовь — это всегда жертва. Но какая жертва? Жертва чего? Мы можем вспомнить слова Иисуса Христа в другом месте, тоже в этом Евангелии от Матфея, что нет большей той любви, если кто душу свою положит за ближнего своего. То есть отдать жизнь – в том случае под душой понимается именно жизнь – положить жизнь, отдать жизнь за ближнего своего. Но на самом деле иногда бывает отдать жизнь не так сложно, как _жить_, при жизни делать жертвы. В своё время у меня был разговор с одним нашим прихожанином, он потом стал большим человеком, алтарником, потом старостой в другом храме, другом месте, но несколько лет он был у нас. И вот мы как-то ехали с ним на машине и тоже разговаривали о жертве: умереть за Христа. Он говорил: Батюшка, умереть за Христа не страшно, это один раз, а вот жить за Христа, всю жизнь – вот это, вот это трудно. И вот это действительно, вот сегодняшние отрывки показывают, как можно жертвовать не то что жизнь, а для нас при жизни, скажем так. … ну человек <…> ну умер и умер, скажем так, а вот когда мы живём, для нас так важно общественное положение, нам важно, что о нас думают люди, нам важно, чтобы мы не выбивались из какого-то круга и так далее… А вот Иисус готов жертвовать чем угодно: и своим положением, и общественным мнением. Мы с вами много раз говорили, что вот эта вот женщина, которая прикасается к Нему – нам сегодня это непонятно, многим, по крайней мере, тем, кто не знает исторического контекста, им это непонятно: ну больная женщина прикоснулась – что тут такого. Но по законам того времени эта женщина осквернила Иисуса Христа, то есть нанесла Ему самое страшное, так сказать, оскорбление. Она вообще по законам того времени, того народа не имела права выходить из дома. Она должна была сидеть дома и ни к кому не прикасаться. А она выходит на улицу, она идёт в толпе, она прикасается к _чужому_ мужчине – то есть это вообще просто невозможно представить. Сама женщина должна была быть убита, побита камнями за это, а Иисус должен быть пройти обряды очищения. Что делает Иисус? Он не упрекает её. Он ей слова плохого не говорит… Он ей говорит: Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Он понимает, что после этих слов, после такой реакции вся толпа… в этой толпе может измениться к Нему отношение, Его принимают за пророка… Но Он готов пожертвовать Своим… вот этим общественным мнением, потому что Он её любит, Он любит человека, и во имя этой любви совершается это чудо. После этого Он идёт – к кому? Сказано: к начальнику. Некий начальник. В другом Евангелии уточняется, что это начальник синагоги – то есть один из старейшин израильского народа. И мы знаем, что эти старейшины уже решили, договорились отлучать от синагоги всех, кто будет считать Иисуса пророком. То есть они уже близки к … пройдёт совсем немного времени, и они будут замышлять Его казнь, арест и казнь. Иисус всё это знает. Иисус знает. Но Он видит горе этого человека, этого начальника. И Он идёт, чтобы исцелить и воскресить его дочь. Потому что Он любит. Другой бы мог сказать: «Да какое мне дело до вас? Вы ненавидите Меня. Не хочу с вами иметь ничего общего». Нет. Он идёт. Апостол Павел пишет, что готов быть отлучённым от Христа, лишь бы его браться по плоти, близкие ему, вот эти израильтяне, евреи, которые много раз побивали его камнями, которые его преследовали, которые над ним издевались, которые что с ним только не…. Вот, мы на днях читали, в день Петра и Павла мы читали отрывок из послания к Коринфянам, где Павел описывает все свои потрясения, переживания, что ему из-за них пришлось пережить. Но во имя любви к ним, к тем, кто его ненавидит, к тем, кто готов его убить и в конце концов они добьются этого, добьются его казни, он говорит: я готов быть отлучённым от Христа. Что может быть дороже всего на земле? Быть последователем Христа, быть другом Христа, быть братом Христа, быть частью Его, частью Его тела, частью Его Церкви. И вот Павел пишет, что он готов быть отлучённым от Христа, лишённым всего этого, лишь бы весь народ спасся. Вот что такое любовь. И если нет вот такой любви в нас, то встаёт вопрос: а начиналось ли наше христианство? Действительно ли мы христиане? Действительно ли мы последователи Христа? Давайте задумается.
Да хранит вас Господь!