1Тим.4:9–15 (зач. 285 от полу́). Лк.19:1–10 (о Закхее) (зач. 94)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Прежде всего, сегодняшнее Евангельское зачало напоминает нам о том, что близится Великий пост. С сегодняшнего дня через это литургическое чтение началась подготовка к Великому посту. Следующее воскресенье будет уже неделя о мытаре и фарисее, и мы будем не только читать притчу о мытаре и фарисее, но мы будем ещё на всенощном бдении петь песнопения из постной Триоди. Это говорит о том, как летит время. Помните, песню: «мгновения, мгновения, свистят они, как пули у виска». И я сегодня подумал: какие мгновения – _годы_ как пули у виска просвистели! Казалось бы, вот только, совсем недавно начинался Великий пост, о. Олег уехал, я думал: «Господи, как же я справлюсь?» А тут уже следующий Великий пост. Но это такое вступление. Обычно, в связи с этой историей, в связи с этим рассказом о Закхее мы говорим о том, что есть подлинное покаяние. У нас часто покаяние заключается в том, что мы рассказываем батюшке о том, какие мы плохие. Вроде как отчёт о командировке, отчёт о проделанной работе — с прошлой исповеди что я натворил. Но не более того. Рассказал – и можно успокоиться и идти дальше грешить. А вот подлинное покаяние – это полное, покаяние в библейском смысле этого слова – это обращение, это поворот на 180 градусов. Вот Закхей полностью меняет свою жизнь. До этого он жил ради себя, ради, может быть, своей семьи, грёб всё под себя – профессия такая была, скажем так, незаконно прибыльная. Я даже не знаю с чем в современной жизни, в современных реалиях сравнить. Мы обычно сравниваем с налоговым инспектором и так далее. Но тут не совсем так. Всё-таки предполагается, что налоговая инспекция, она всё-таки по закону поступает. А там всё было беззаконно. Там это скорее коллекторы, которые долги выколачивают, знаете, с бейсбольной битой. Они, как правило, брали сбор налогов на откуп, то есть вот с этого города государство, империя предполагала получить определённую сумму налогов. Но любой человек, который немножко занимался, как-то связан с налогами, что ни одно государство никогда налоги в полном объёме не собирает. Как правило, хорошо, если 75%. И значит эти 75% этот начальник мытарей брал на откуп – он сразу империи выплачивал эти деньги, сколько там предполагалось. А всё, что выколачивал, в том числе и сверх того – это уже было его, что называется, это была чистая прибыль. И там особо не церемонились…А тут вот он, понимаете, начинает новую жизнь. Он говорит: «Нищим половину всего отдам. А если уже кого обидел (но он точно знает, что обидел, он очень многих обидел) – воздам вчетвером!» То есть это совершенно другая жизнь, это поворот. Это то, что называется покаянием. Но сегодня я хочу обратить внимание немножко не на это. Обычно у нас главный герой – вот этот вот Закхей. А я сегодня хочу обратить внимание на Иисуса Христа. Ну, казалось бы, что Ему до этого человека? Вокруг Него толпы людей, по-своему интересных, а может и неинтересных, простых, бедных, богатых, больных, но более-менее честных, более-менее благочестивых, более-менее тянущихся к Богу как-то. Вот они толпами ходят за Ним, окружают Его. А тут в общем-то, казалось бы, прожжённый циник, конченый человек – что с ним возиться? А Иисус именно к нему приходит в гости, именно с ним Он проводит этот день и спасает и его, и семью его, как сказано: «Ныне дому сему спасение, потому что и он – сын Авраама». И когда кто-то начинает возмущаться, Он говорит: «Я пришёл спасти погибшее». Спасти погибшее. Вот это вот очень важно. Для Иисуса нет конченых людей, для Иисуса нет прожжённых циников. Для Него нет закоренелых преступников. Помните, разбойнику на Кресте – уж, казалось бы, в тот-то момент Ему вообще ни до кого – Ему самому было <…>, Он умирал, больно было, страдания, муки… А Он этому разбойнику говорит: «Ныне же будешь со мной в раю». Для Него все люди, Ему все интересны, Ему всех жалко. И как пишет апостол Павел, или автор послания к Тимофею, отрывок из которого мы сегодня слышали, что Он — Спаситель всех человек. Да, наипаче верных – в первую очередь тех, кто верит в Него. Но Он в принципе всех Спаситель. В другом месте Писания сказано, что Бог хочет, чтобы все спаслись. Но если Бог этого хочет, если Иисус пришёл спасти погибшее и хочет спасти это погибшее, то и мы должны этого хотеть. Это я к тому, чтобы мы не осуждали. Чтобы мы не судили никого. Чтобы для нас тоже не было конченых людей, закоренелых преступников. Чтобы мы видели прежде всего человека. Даже если мы видим преступление, чтобы мы могли отделить это преступление от человека. Осудить преступление, обличить преступление, как Павел в другом месте пишет: «Не только не участвуйте в делах тьмы, но и обличайте их». Обличить преступление, но пробовать спасти грешника. Пробовать, что-то делать для того, чтобы спасти этого преступника. Чтобы для него тоже был какой-то шанс. Вот это очень важно. Я не знаю — как. Вот это, наверное, великое искусство так жить. У Иисуса получалось. У нас чаще всего не получалось. Но надо пробовать. По крайне мере, если у нас не получается, понять, что это наша проблема. То есть проблема не того преступника или, как нам кажется, прожжённого циника, а это моя проблема, что я не могу помочь ему, что я не могу ничего сделать для его спасения. Это _моя_ проблема, а не его. Давайте попробуем об этом подумать. И может быть что-то и в нашей жизни изменится.
Да хранит вас Господь!