Деян. 13:25–32 (зач. 33), Мк. 6:14–30 (зач. 24)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня в конце Литургии, сразу после Литургии, я буду читать вам обращение патриарха Кирилла по случаю дня Трезвости. Хотя в этом обращении упоминается Иоанн Креститель, это та история, которую только что прочитали, но сам факт, что сам праздник не Усекновения Главы, а день Трезвости говорит о многом. На самом деле это не сегодняшняя традиция, она возникла достаточно давно, и, вроде действительно, для этого есть какие-то основания – день Трезвости приурочить ко дню Усекновения Главы Иоанна Крестителя. Потому что рассказывается о том, как во время пира, как многие толкователи предполагают, что Ирод выпил лишнего, и произошла эта трагедия. Но, на самом деле, в Евангелии нигде не говорится, что Ирод перебрал, сказано, что был пир, но, предположительно, это может быть. Действительно, мы знаем, что, когда люди не знают меры в употреблении алкоголя, происходит много каких-то печальных, ужасных вещей. Но это совсем не значит, что все, кто употребляет алкоголь, обязательно плохие, злые люди. И вовсе не значит, что все трезвенники белые и пушистые ангелы. Мы знаем, сколько гадостей, сколько подлостей, сколько злодейств совершается в этот день вполне трезво, осознанно. И это не пьянчужки какие-то. Печально то, что в этой идее, установить день Трезвости то, что за этим всем выветрилась политическая составляющая этого преступления. Ведь попал в темницу Иоанн Креститель не потому, что был трезвенником, и не потому, что Ирод любил выпить, нет. Иоанн Креститель попал в темницу, попал в тюрьму, и, в конечном счёте, потерял жизнь за Правду Божью. Потому что он белое называл белым, чёрное называл чёрным, за то, что обличал самого правителя. Вот за это он и потерял голову, а с днём трезвости это всё куда-то ушло. Сегодня мы говорим о том, как нехорошо пить вино, о том, как нехорошо напиваться и так далее. А о том, что нехорошо врать, о том, что нехорошо чёрное называть белым, белое называть чёрным, что нехорошо сажать в тюрьму только за то, что тебя критикуют, за то, что тебя там не принимают, не любят и так далее. Вот об этом почему-то не говорят люди. Давайте хотя бы мы с вами об этом задумаемся. Да хранит вас Господь.