Послание к Евреям 4:14–5:6
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Итак, сегодня у нас Неделя Крестопоклонная, начало четвертой седмицы Великого поста. И об этом можно было бы говорить очень много. Почему именно срединная неделя Великого поста посвящена поклонению Кресту, что это значит для нас сегодня и так далее. Но об этом мы с вами уже, в принципе, говорили раньше. Поэтому сегодня я хочу обратить ваше внимание на евангельское зачало, которое всегда читается за Божественной литургией в этот день, — и даже, в принципе, для начала не на весь отрывок, а на его последнюю строчку, эти удивительные слова: «Истинно, истинно говорю вам, что некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе». (1:06)
Как понимать эти слова. Многие комментаторы считают, что здесь Иисус ошибся, что Он ошибочно полагал, что еще при жизни первого поколения Его учеников наступит Царство Божие — то, что мы называем «конец света» (хотя я всё время говорю, что на самом деле это не конец света, а начало света наступит, подлинно что-то светлое, святое. Ну, конец света, так конец света — кому что), и что люди, кто-то из этих людей доживут. Но мне кажется, что Иисус, в общем-то… хотя по-человечески, наверное, и Он мог ошибаться в чем-то, вполне, но я думаю, что Он имел в виду здесь совсем другое. (2:01) Здесь речь идет не о втором Его пришествии, не о конце света вот об этом. Здесь речь идет о том, что «некоторые из стоящих здесь, слушающих Меня, станут Моими учениками, станут христианами. И когда после воскресения Христова и Пятидесятницы Я войду Духом Святым в их жизнь, они увидят Царство Божие, в силе пришедшее. Они сами станут Царством Божьим. Они сами будут носителями этого Царства, распространителями этого Царства, они будут свидетельствовать об этом Царстве, они будут показывать его другим людям». Вот что здесь имеет в виду Иисус.
И это очень важно. Уже вчера вечером за всенощным бдением мы говорили о том, что христианство, наша вера в воскресение мертвых, наше поклонение Кресту и так далее — это не что-то такое, о чем нужно и можно рассказывать. (3:03) Это что-то такое, что нужно показать, нужно уметь показать. Христианство нужно увидеть! Рассказать про христианство невозможно: это будет так же занудно, как марксистско-ленинская философия. Христианство показать нужно. В своей жизни. Чтобы там, где мы… если мы христиане, если мы последователи Христа, если мы вот те некоторые, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие в силе, если это _про нас_, то мы должны _жить_ этим Царством. Царство Божие — это Царство мира, это Царство любви, мира, радости. То есть там, где мы, вокруг нас, среди нас и вокруг нас, должны быть мир, любовь, радость. Людям хорошо должно быть рядом с нами. (4:02) Мы очень часто говорим, что суть христианства в том, чтобы жить так, чтобы рядом с тобой было хорошо. Чтобы рядом с тобой было тепло, чтобы рядом с тобой было светло, чтобы рядом с тобой… ну понятно — хорошо чтоб было!
Именно об этом Христос и говорит в данном случае. Но что для этого нужно, почему не получается у нас? А для этого нужно вот то, о чем Господь говорит, опять же в сегодняшнем евангельском отрывке. Кто хочет этого, отвергнись себя, возьми свой крест, каждый день бери — специалисты по древнегреческому языку уверяют, что здесь, в этом евангелии, в этом отрывке речь идет не просто «возьми», «один раз возьми свой крест» и так далее; нет, там употреблен глагол, который переводится как «каждый день, постоянно бери свой крест», — и иди за Мной. (5:05) «Кто хочет душу свою сберечь…» — «душа» и «жизнь» для человека библейской традиции, библейской культуры — это было одно и то же, то есть это слова можно понимать: кто хочет жизнь свою сберечь для себя, то есть жить для себя, тот погубит свою жизнь. А вот кто отдаст, кто потеряет свою жизнь ради Меня и Евангелия, Христос говорит, кто будет жить вот ради этого Царства Божьего, тот-то подлинно ее и сбережет и обретет. То есть он и будет жить этим Царством Божьим, этой полнотой Царства Божьего, увидит Царство, пришедшее в силе.
И именно об этом, мне кажется, сегодня нам Церковь и напоминает через это поклонение Кресту, через песнопения этого дня. Мы поем: «Кресту Твоему поклоняемся и святое воскресение Твое славим». (6:12) Можно сколько угодно это петь, но если мы не можем это показать, в своей жизни, если в нашей жизни нет этого, нет этой радости, нет этого света, нет этого тепла, — то о чем мы говорим? Давайте задумаемся.
Да хранит вас Господь.