Деян.17:1–15 (зач. 39), Ин.11:47–57 (зач. 40)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Итак, сегодня мы с вами совершаем праздник, наш, храмовый праздник, престольный праздник, в честь одного из самых удивительных святых христианства. Святого, почитанием которого все христиане объединяются. Конечно, это не единственный такой святой. Есть ряд святых ещё древней неразделённой церкви, которые одинаково почитаемы и на Западе, и на Востоке. Например, святитель Василий Великий, святой Григорий Богослов, и все апостолы, те же апостолы, и Пётр и Павел, и все апостолы. Но святитель Николай, наверное, самый такой яркий. Это именно его харизма, его призвание. Другие святые – после многих святых остались какие-то тома писаний, богословских трудов, проповедей, каких-то деяний, вселенских соборов, таких ярких, видимых. Какие-то деяния по строительству церкви, скажем так, административные какие-то дела. После святителя Николая не осталось практически ничего, кроме любви к нему, кроме вот этой любви и всеобщего почитания. Ну, кто-то скажет: «ну что же тут не видно, добрый святой, о нём сохранилось много хороших преданий». Добрый святой, но этот святой, действительно, неразделённой церкви, поэтому его почитают и на Западе, и на Востоке. Но вот сегодняшний праздник, почему я как-то особо выделяю этот праздник, именно за эту память святителя Николая. Он произошёл после разделения церкви, через десятки лет после разделения церкви, после того, когда Запад, да ещё именно этот ярый (неразборчиво), обида, лежавшая в основе раскола между христианами. Более того, сам праздник, если разобраться, основан на вероломстве, на разбое, на грабеже, и так далее. Мощи святителя Николая хранились в том городе, где он был архиепископом – в Малой Азии, в городе Миры провинции Ликия, поэтому его и зовут Мирликийский. И почитаются местными жителями, местными христианами. А тут приплыли итальянцы из города Бари, разгромили храм, взломали полы, монахов связали, пытали, как в преданиях: «допрашивали с пристрастием». Мы знаем, что это такое – допрос с пристрастием, вот. Выясняли, где находятся эти мощи, где они захоронены, вскрыли полы, взломали полы, обрели эти мощи и увезли в Италию, в город Бари. Естественно, в Бари радость, как мы сегодня поём: «Пришёл день светлого торжества, город Барский радуется, ликует». Но удивительно то, что с ним «ликует вся Вселенная», вот что удивительно. Удивительно то, что буквально через несколько лет, в течение нескольких лет, не десятков, а просто нескольких лет, этот праздник распространился по всему христианству. Ну, кроме греков. Ну, греков понятно – обида такая, уж очень крутая обида: взяли из-под носа такую святыню и унесли. Только в Греции этого праздника нет. По всему христианскому миру, везде, это празднуется. Вот что удивительно. Это свидетельство того, что святость, подлинная святость, она преодолевает все границы, она преодолевает все разделения, она смягчает все обиды, сглаживает. Она ведёт к миру и единению. А если где-то кто-то как бы что-то претендует на святость, но при этом вносит раскол, разделение, разъединение, это не та святость. Давайте задумаемся об этом. Образ святителя Николая в этот праздник — как собирателя всего христианского мира. Да не только христианского, не только, так сказать, православия и католичества. Его почитают и протестанты, его почитают и иноверцы, мусульмане. Везде, во всём мире знают святого Николая, Санта Клауса, везде. Вот действительно образ собирателя всего человечества воедино. Да хранит вас Господь.