Послание к римлянам 15:1–7
Евангелие от Матфея 9:27–35
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Конечно, сегодняшний евангельский отрывок вполне заслуживает нашего внимания. Вот это исцеление слепых, исцеление бесноватого, слова фарисеев о том, что Он делает это силой князя бесовского, — здесь есть много о чем говорить и размышлять. Но я хочу сегодня обратить ваше внимание на апостольское зачало, на отрывок из Послания апостола Павла к римлянам, — особенно как в продолжение, развитие того, о чем мы размышляли, говорили вчера за Божественной литургией. Вчера в другом отрывке, из Послания апостола же Павла к римлянам, мы читали слова «не сообразуйтесь с веком сим, с миром сим». Мы говорили о том, что под веком сим здесь понимается именно мир сей. Не время, которое течет, а именно мир, который застыл вот в этом своем грехопадении — и, в принципе, пребывает в этом своем состоянии грехопадения и будет, наверное, до скончания этого века, до скончания этого мира. И вот сегодняшний отрывок как раз позволяет хорошо представить, понять, насколько мир сей отличается от того мира, в котором мы должны были бы с вами жить. Насколько закон мира сего — мы говорили о том, что мы должны жить по законам Евангелия, по законам Царства Божьего, а не по законам мира сего — насколько законы мира сего отличаются от Евангелия. Апостол Павел пишет: «Мы, сильные, должны носить бремена слабых, принимать на себя бремена слабых. И не себе угождать, а угождать ближнему. Ибо и Христос не Себе угождал, а пришел ради спасения других». Вот это очень важно. Когда мы читаем вот эти вот слова, очень удобно сейчас было бы покритиковать власть предержащих, каких-нибудь олигархов, которые изображают из себя таких вот верующих, православных — не случайно их кто-то там «подсвечниками» называл: стоят в храмах со свечками, с такой вот там… всё это. Но живут-то они для себя, они не ближнему угождают, а себе! «Гребу под себя». Народ в нищете, в бесправии, страна в разрухе. А они только жиреют, богатеют и думают только об этом. Одни амбиции! Как удобно было бы сейчас их припечатать! Но вот если подумать, так мы-то не очень сильно от них отличаемся. Мы ведь тоже всё под себя, мы ведь тоже всё для себя: как бы себя не забыть, как бы себя не обделить. Нет, есть, конечно, подвижники, есть люди, которые живут <…>, всю свою жизнь отдают, посвящают служению другим людям. Это факт. Но в целом-то, в целом мы, так называемые верующие, православные, христиане, — сильно ли мы отличаемся? Носим ли мы бремена других? Принимаем ли мы на себя немощи других людей? Ведь бремена других — это их немощи, это их промахи, это их ошибки. Ну даже какие-то вещи, когда близкие там, тяжело больны, — да, мы, конечно, что-то делаем, мы, конечно же, ухаживаем за ними. Но сколько мы ропщем при этом! Сколько при этом у нас бывает каких-то недоразумений и так далее. А я уж не говорю о каких-то других бременах, другие бремена тоже… Ну не знаю… понимаете, не хочется в храме вслух говорить об этом. Наркомания, алкоголизм. Это тоже бремена других. Готовы ли мы это понести, готовы ли мы мучиться, страдать, сопереживать? Или мы думаем о том, как избавиться от этого человека? Сколько раз приходилось слышать, когда брак, семья разваливается: «Не сошлись характерами». Родные мои, вот этот чужой характер — это и есть то бремя, которое ты должен понести, если ты верующий. Давайте задумаемся об этом. Потому что действительно, действительно… Вот это в последнее время уже почти каждая проповедь заканчивается одними и теми же словами, мне самому уже от этого тошно становится. Очень легко называть себя верующим, христианином. Но очень трудно быть им. Давайте будем об этом помнить и молиться, просить Господа о том, чтоб Он помог нам. Сегодня мы уже вспоминали слова Христа, слова Спасителя. Когда Петр спрашивает Его: «Кто же может спастись?» — Иисус прямо говорит: «Человеку это невозможно. Но невозможное человеку возможно Богу. Бог может всё». И вот молить Его, просить Его. Не о богатстве, не о материальном благополучии, даже не о здоровье физическом. А молить об этом — о здоровье духовном, о том, чтобы стать христианином, о том, чтоб принять ближнего таким, каков он есть. Как в сегодняшнем апостольском же зачале в конце апостол Павел: «Принимайте друг друга, как Христос принял вас». Христос нас принимает такими, какие мы есть. Он не говорит нам, Он не ставит нам условия, Он не говорит: стань святым, стань хорошим, стань совершенно позитивным человеком — тогда Я тебя приму, тогда мы с тобой будем общаться, тогда у нас с тобой что-нибудь получится. Нет. Он нас принимает такими, какие мы есть, — кривыми, косыми, уродливыми, гадкими, противными. (7:00) И Он принимает нас! И вот Павел говорит, что мы должны друг друга так же принимать, жалеть. В другом месте Писания, можно вспомнить слова: «Бог хочет, чтобы все спаслись. Он спаситель всякого человека». Но если Он хочет, чтобы все спаслись, и мы́ должны этого хотеть. И мы должны переживать, страдать, мучиться, когда у кого-то что-то не получается, когда кто-то губит свою душу. Молиться о нем, жалеть его. А не ненавидеть. Даже когда на́с ненавидят! Опять же, мы можем вспомнить слова апостола Павла: «Благословляйте проклинающих вас», мы можем вспомнить слова Христа: «Благотворите делающим вам гадости, творящим вам зло». (8:03) До бесконечности можно об этом говорить.И вот важно понять. Мы всё время хотим усидеть на двух стульях, нам все время хочется быть, с одной стороны, людьми мира сего, в этом мире, в этой жизни чувствовать себя как рыба в воде, но с другой стороны, вроде бы быть как верующие, христиане, православные… Это невозможно. Невозможно. Либо мы люди мира сего, либо мы верующие. Давайте будем об этом помнить. Да хранит вас Господь.