Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы с вами как обычно на литургии Преждеосвящённых Даров слышали два отрывка из Ветхого Завета. Сегодня совсем коротенький из книги Бытия и отрывок из книги Притчей. На первый взгляд между ними нет ничего общего. Отрывок из книги Бытия, кажется, рассказывает нам о Потопе, о Ное. Отрывок из книги Притчей – о какой-то шумливой женщине, или, как бы у нас на Руси сказали, бабе. На самом деле эти два отрывка прекрасно дополняют друг друга и говорят о подлинной мудрости и о глупости, особенно отрывок из книги Притч. Синодальный перевод, может быть, не совсем удачный: там, действительно, говорится о женщине шумливой, суетной и так далее. Более правильный перевод, специалисты считают, что здесь речь идёт не о глупой женщине, а о глупости, которая похожа на базарную бабу. Глупость — она всегда шумливая, назойливая, она ко всем пристаёт, она выставляет себя напоказ и так далее. И автор этой книги, мудрец, говорит своему читателю: но ты не иди к ней, не уклоняйся. Она, глупость, пытается сбить всех на какие-то пути обходные, какие-то аферы, какие-то возможности воспользоваться чужим, «чужая вода слаще» и так далее. Но ты не сходи с прямого пути, иди, потому что этот ведёт в ад. Она выдаёт себя за мудрость, вот эта вот глупость, она пытается представить себя житейской мудростью: «поменьше работать – побольше получать», как и где что-то обойти и так далее. У нас так говорят – умеет жить. Это не «умеет жить», это как раз глупость, которая ведёт в ад, в шеол. А подлинная мудрость, действительно мудрость, свидетельствующая об уме – мы можем вспомнить из послания апостола Иакова – она тиха, смирна, терпелива и так далее. И она, самое главное, послушна воле Божией, заповеди Божией. И вот об этом как раз в отрывке из книги Бытия. Мы читаем о Ное и о ковчеге. Вот представьте себе: эта небольшая семья: он, трое сыновей у него, у сыновей жёны, ну его жена – получается всего ничего, восемь душ, как сказано, вышло из ковчега. Вот. А надо построить ковчег, надо построить корабль: 150 метров в длину, 25 метров в ширину и высотой с десятиэтажный дом, ну, может быть, чуть меньше. Представьте – круизный лайнер средний. Вот сколько лет они строили? Где-то, может быть, в пустыне, может быть, в каком-то оазисе – откуда-то надо дерево гофер, из которого нужно строить, где-то его надо добывать, значит, где-то, скорее всего, не на берегу моря сумасшедший строит такой корабль. Все веселятся, все живут перед этим – в Библии описывается, что зло приумножалось, Господь смотрит на землю – всё мерзость, вся жизнь в мерзости, всё это Ему уже надоело, всё омерзительно, вот там как раз житейская мудрость процветает. А Ной как дурачок, как городской сумасшедший, который строит корабль. Но в результате кто оказался мудрец, а кто глупец? И вот сегодня нам церковь напоминает о том, что каждый из нас должен строить свою жизнь, каждый из нас должен строить свой ковчег, ковчег, который ведёт нас в Царство Божие, который приведёт нас к Вечности, в которой мы станем причастниками Божеского естества. Или мы прислушиваемся к общественному мнению, прислушиваемся к тому, что люди говорят, что житейская мудрость подсказывает: какими обходными путями, вот там, здесь, и пошуметь, похохотать и тому подобное. Кто мы? Мы люди Божие, и ради этого готовы выглядеть дураками в этом мире? У нас есть выражение «юродивый Христа ради». Представляют их, как блаженненьких — трясутся, нагишом ходят, зимой босиком ходят. Нет, юродивый Христа ради это тот, кто живёт по правде Божией, тот, кто живёт по заповеди Божией в этом безумном, безумном, безумном мире. Так вот кто мы? Мудрецы Божие, Христа ради юродивые или мы хотим жить вот этой житейской мудростью, общественным мнением, «что люди скажут, а что обо мне подумают» и так далее, и всё это ведёт в геенну огненную. Есть, о чём задуматься. Да хранит вас Господь.