Евангелие от Марка 16:1–8
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Неделю назад мы с вами праздновали день Всех святых, память _всех_ святых. И в связи с этим праздником мы говорили о святости, что́ есть святость. Сегодня Церковь начинает праздновать и завтра празднует день Всех святых, в земле Российской просиявших. И вот в связи с этим праздником и в связи с сегодняшним евангельским отрывком, который мы только что слышали, я хотел продолжить эту тему, развить эту тему.
Несколько слов о святости. Женщины идут ко гробу. Что движет ими? Мы много раз с вами задавались этим вопросом. Но сегодня, может быть, этот вопрос звучит особенно важно, особенно актуально — в связи с днем Всех святых, в земле Российской просиявших. Почему одни люди становятся святыми, а другие люди… ну не то чтоб грешники — ну просто никакие, можно сказать. Такие, как мы.
Вот что движет этими женщинами? Они идут ведь, ни на что не надеясь. Еще они могли на что-то надеяться, когда Христос был жив, когда Он был рядом с ними. Помните, как ученики — мужчины, апостолы — делят места рядом с Ним? Кто из них главнее, кто из них сядет по правую сторону, кто по левую сторону, когда Он придет во славе Своей… Может быть, на что-то надеялись и эти женщины, могли надеяться. Но теперь Он умер. Он умер самой страшной, самой позорной смертью, Он казнен как последний разбойник — как раб: так распинали рабов. Надеяться им больше не на что. Но они идут, чтобы воздать Ему хотя бы какие-то последние почести на земле. Они идут рассуждают о том, а кто же нам отвалит камень? Камень был велик, накануне они видели, где его полагали во гроб, они видели, каким камнем этот гроб был закрыт — «Кто нам отвалит камень?» На что они надеются? Надеяться не на что. Но они идут! Но они идут, потому что ими движет любовь. Любовь бескорыстная. Мужчины просто разбежались и всё, апостолы. И сидят, как сказано в другом Евангелии, за затворенными дверями. Они спрятались от страха. Они тоже уже ни на что не надеются, но они прячутся. А женщины идут.
И вот это вот именно любовь, _бескорыстная_ любовь — она отличает многих святых. Именно благодаря бескорыстной любви кто-то становится святым. А те, у кого этой любви нет, те, у кого есть только свой какой-то расчет, те, кто на что-то надеются, надеются что-то получить — в награду или взамен того, что мы можем Ему дать, — остаются просто людьми. Просто людьми.
И вот сегодня, когда мы празднуем день Всех святых, наших, соотечественников, мне кажется, мы должны задуматься: а в нас есть хоть сколько-то этой бескорыстности в отношениях с Богом? Хоть что-то, вот какое-то зерно, которое может прорасти и которое может привести нас к святости. Мы часто говорим о том, что смысл жизни человека, смысл христианства — в том, чтобы стать святым. Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Мы говорим о том, что мы должны достичь полноты возраста Христова. То есть стать такими, как Он. Но для этого что-то должно быть в нас. Есть оно в нас? Мне кажется, то, из чего вырастает всё это, — это как раз вот эта бескорыстность в отношениях с Богом, бескорыстность в отношениях с Христом.
И вот давайте задумаемся: есть ли в нас это? А если нет — будем молиться. Будем молиться, просить Его, чтоб прежде всего Он _это_ нам дал. Не многое другое, что мы у Него просим, а именно эту бескорыстность, именно эту подлинность каких-то отношений с Ним. Давайте задумаемся об этом.
Да хранит вас Господь.