Евангелие от Матфея, 28:16–20
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы с вами, наверное, не раз отмечали, что этот евангельский отрывок, который мы только что слышали, читается всегда при совершении Таинства Крещения. И это напоминает нам о том, что с Фомина Воскресенья… ну с Пасхи, но Пасхальная неделя — это целая неделя как один день, а вот именно с Фомина Воскресенья начинается как бы новый церковный год. Кто-то может удивиться, сказать: «Мы знаем, что новый церковный год начинается с первого сентября, с осени», а кто-то подумает, что с первого января, когда начинается, вообще, гражданский новый год. На самом деле, в Церкви, действительно как бы несколько… как это сказать? литургический круг, несколько начал нового года. И вот одним из таких начал с древних времен, еще с ветхозаветных времен, а может быть, еще и с более ранних — как это во многих, в принципе, религиях — новый год начинается с весны. И вот именно с Пасхи у нас начинается новый цикл. И сегодня мы читаем вот это так называемое первое евангельское воскресное зачало, первое в ряду одиннадцати других, которые читаются в канун воскресного дня, и как я уже сказал, читается всегда при совершении Таинства Крещения, потому что именно Крещение является рождением в новую жизнь каждого человека, принимающего это таинство. (1:52) И вот именно в этом, казалось бы таком маленьком, коротеньком отрывке говорится нечто очень важное для понимания христианства. Для понимания того, что́ есть христианская жизнь, в какую жизнь рождается человек через Таинство Крещения, в какую жизнь вступаем мы с вами в это первое воскресенье после Пасхи. В чем должна состоять эта жизнь. Господь говорит просто, Своим ученикам, а значит, и каждому из нас с вами: «Идите!», «Идите и научите все народы».
Это вот первый момент такой, первый важный момент. Нам все время кажется, что христианство — это вот как-то устроиться, чтобы нам было хорошо. Мы рассматриваем христианство как одну из религий, которые помогают устроиться в этом мире. Пусть самая лучшая, пусть самая правильная, но всего лишь религия, которая помогает устроиться как-то в этой, земной жизни. (3:04) Нет! Нет, <…>. (3:07) Христианство не для этого. Просто, вот представить: суть христианства, вот смотрите, в чем? Бог стал человеком, Бог пришел в этот мир. Он страдал на кресте! Вспомните, совсем недавно, десять дней назад, в Великий Пяток, в четверг вечером и <…> пятницу, мы с вами читали о страстях Христовых. Сын Божий принял на Себя всю боль, всё страдание этого мира — для чего? Неужели для того, чтобы мы с вами жили сыто и богато? Ну как-то вот… Ну даже просто, если вот так просто сопоставить, вот это вот жертва Бога — для чего? Неужели Он не мог дать нам сытость и богатость, скажем так, без этого? Неужели для этого нужно было столько страдать и неужели для этого нужна была эта искупительная жертва? Вспомните, как Господь исцелял больных, вспомните, как Он кормил хлебом — пятью хлебами пять тысяч. Он вполне мог бы это продолжать делать и без этой искупительной жертвы, без этого страдания. Значит, это для чего-то другого, значит, Он приходил не для этого! Значит, суть христианства не в этом — не в том, чтобы мы получше устроились в этом мире. А для чего? А для того, чтобы мы научили все народы, для того, чтобы мы всех людей на Земле научили соблюдать то, что заповедал Христос.
Поэтому очень важно понять, прежде всего, что суть христианства — в миссии. Каждый из нас должен быть миссионером, каждый из нас послан в этот мир, чтобы научить людей соблюдать то, что заповедал Господь. А что Он заповедал? Ну тут сразу приходит на память Нагорная проповедь, Заповеди блаженства. «Блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны миротворцы, блаженны алчущие и жаждущие правды». «Вам сказано: „любите ближнего своего и ненавидьте врага своего“. А Я говорю вам, — говорит Господь, — любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите тем, кто делает вам гадости».
Вот в чем суть христианства — в том, чтоб донести это до этого мира. А без этого нет христианс<…>, без этого то, что мы называем христианством, превращается в самый примитивный шаманизм. Мы тыщу раз об этом говорили, это уже может стать мемом, но это действительно так: христианство превращается в примитивный шаманизм, если нет вот этого осознания миссии и служения Богу, служения Евангелию. Мы можем вспомнить слова Христа, Который говорит: «Кто хочет жить для себя, кто хочет душу свою сберечь, жизнь свою сберечь, тот погубит ее. А кто отдаст ее ради Меня и Евангелия — вот тот-то ее и сбережет». «Кто хочет быть Моим учеником, кто хочет быть христианином, отвергнись себя, возьми свой крест, каждый день бери свой крест, и иди за Мной». Следуй за Ним — вот в чем суть христианства.
Давайте задумаемся об этом. Кто-то скажет: «Да разве это возможно? Мы такие немощные, мы такие слабые!» Мы немощные и слабые только потому, что не хотим ничего этого делать. Мы немощные и слабые только потому, что мы не хотим следовать за Христом. Потому что, если бы мы приняли на себя всё это, Он бы был с нами. Он Сам говорил, в сегодняшнем евангельском отрывке Он говорит: «Я с вами во все дни до скончания века». Давайте будем об этом помнить.
И да хранит вас Господь.