Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Итак, сегодня у нас по календарю – Неделя о Страшном суде. Это день называется так, потому что в этот день всегда читается тот Евангельский отрывок, который мы только что слышали и который многие называют «Притчей о Страшном суде». Ну, во-первых, это вовсе не притча. Притча всегда некое иносказание. А здесь Господь говорит прямым текстом. Здесь использован всего лишь некий образ разделения, как пастырь разделяет овец и козлов, так разделяются люди по принципу того, как они жили. И речь идёт собственно не столько о суде, сколько о встрече с Богом. И вот какой может быть эта встреча, во многом зависит от нас. Да, это в какой-то степени суд. Да, это в какой-то степени _страшный_ суд. И страшен он своей неотвратимостью – хотелось бы на это обратить особое внимание. Многие люди считают… многие люди неверующие считают, что физическая жизнь кончилась – и всё. А дальше ничего нет. Поэтому старайся, ищи удовольствие здесь, в этой жизни. Постарайся урвать от неё как можно больше, схватить всё – потому что там ничего не будет. Кто-то, порой даже люди, считающие себя верующими, считают: ну, кто жил праведно, тот получит вечную жизнь, а кто жил грешно – ну тот умрёт, помер и помер. Нет, родные. Всем придётся встретиться с Господом. И всем придётся отвечать за свою жизнь. Вот именно этим этот суд и страшен: своей неизбежностью, неотвратимостью. Но не теми критериями, не тем кодексом, по которому он будет совершаться. Многие считают, что самое главное, чтобы обрести жизнь вечную, это сохранить верность, сохранить веру в Бога, сохранить веру во Христа. Но при этом под верой, под верностью Богу они понимают верность обрядам или, что ещё печальнее, каким-то обычаям старины. И в Евангелии мы читаем, постоянно сталкиваемся с тем, что Господь осуждает это, осуждает обрядоверие, осуждает эту верность преданиям старцев и так далее, и тому подобное. Другие считают, что верность Богу – это верность каким-то догматическим формулировкам, формулам, это верность некому учению, такому схоластическому учению, понятиям о Боге, каким-то представлениям и так далее. Но сегодняшний Евангельский отрывок говорит нам совсем о другом. Совсем о другом. Верность Богу – это верность его любви. Бог есть Любовь. Бог хочет, чтобы все спаслись. Бог – Спаситель всех человек. И быть верным Богу – это значит быть верным вот этому: желанию, чтобы все спаслись. Верить в то, что Бог есть Спаситель всех человек. Верить в то, что Бог есть Любовь. И судить нас будут не по тому, в какую церковь мы ходили, на каком языке мы разговаривали, какие молитвы мы читали, а по тому, как мы любили. И любили ли мы вообще. Это очень важно понять. Особенно, может быть, сейчас, в это страшное время, в которое… Казалось было обычное время и вдруг оно стало страшным. Как бы по щелчку тумблера. Всё вдруг рухнуло, всё вдруг перевернулось. И многие спрашивают: ну где же Бог? Где Господь? Он сейчас с теми, кто голоден, кто раздет, кто болен, кто страждет, кто в плену, кто умирает от ран…Он сейчас с тем, кому плохо. И Он хочет, чтобы мы были вместе с ними. Сейчас многие спрашивают: почему вы ничего не делаете, чтобы остановить эту войну? Мы не можем остановить. Даже Бог не может её остановить. Но мы можем быть с теми, с кем Он. С теми, кому плохо. С теми, кто страждет. Именно по этому критерию нас будут судить на встрече с Богом. Мы сами себя будем судить там. Своей жизнью. Давайте задумаемся. Потому что… <…> Церковь нам… в последнее, предпоследнее воскресенье перед Великим постом Церковь старается говорить с нами о самом главном через Евангельские тексты. Важно понять, что это действительно главное. Это главное. Всё остальное вторично. Да хранит вас Господь!