Мы продолжаем серию коротких историй о нашем храме — о его истории, о передаче нашего храма церкви, о реставрации и удивительных находках и встречах, случившихся за эти годы. Сегодня мы рассказываем о Небесном Иерусалиме.
Небесный Иерусалим изображается в христианском искусстве в соответствии с его описанием в 21 главе книги Откровения: квадратный двор, ограниченного стенами с двенадцатью воротами, стражи которых – двенадцать ангелов. Посреди же двора изображается Сам Христос: «Храма в городе я не видел. Его Храм – Сам Господь Бог Вседержитель и Агнец».
Небесный Иерусалим в нашем храме
Рассказывает Ирина Родионова, архитектор-реставратор храма:
Изображение Христа в Небесном Иерусалиме в конхе апсиды нижнего храма — вольная вариация на тему фрески конца XI века из церкви Сан Пьетро аль Монте сопра Чивате (Ломбардия).
Там эта композиция находится в своде над входом. Христос изображен как Космократор – Властитель Вселенной, восседающим на сфере мира с Агнцем у ног. Сама по себе эта фреска достаточно редкая.
У нас это изображение создал художник иконописец-фресочник Илья Кручинин.
«Я хотел бы попробовать, по крайней мере, попытаться коснуться такой непростой темы, как соотношение канона и творчества, то есть непосредственного участия художника как творческой личности в создании современного произведения иконописи, церковного христианского искусства, попробовать дать вразумительный ответ, что же такое этот самый канон… Церковные христианские художники, творящие в определенную историческую эпоху, не ставили себе задачу соответствовать определенному стилю, — это потом это стали называть стилем, а для той эпохи это было естественное состояние. Канон при верном понимании дает художнику колоссальные возможности, в нем всегда есть огромное поле деятельности для самого взыскательного художника.
И когда говорят: «Вы работаете в рамках канонического искусства, это все скучно, это не интересно», то это не так. Канон является коллективным опытом многих поколений, тем, что называется церковное предание, коллективное сознание, коллективный опыт. Когда художник начинает им пользоваться, он не начинает с нуля, выступает уже не как отдельный человек, а присоединяется к сумме этого опыта. Это очень важно и здорово».