Михаил Завалов. Введение в проблему контекста при чтении Писания

Внеконтекстного чтения  и понимания просто не бывает

Без контекста текст — набор случайностей. Вроде случайных пятен Роршаха — мы всегда вкладываем и в случайные пятна какой-то свой смысл, но это проекция. Без контекста я увижу в тексте что угодно — скорее всего то, чего желаю.

Скажем, если мы не знаем культурного смысла «мазать и целовать ноги незнакомца», мы плохо поймем историю грешницы. Там это крайне скандальное поведение (а в какой-нибудь тусовке хиппи оно может быть нормальным). И т. д.

Но на самом деле люди, которые говорят: «Нам не нужны эти тонкости, мы просто читаем Писание», — активно пользуются контекстом. Начать с того, что его уже задал русский переводчик, который передал те или иные греческие слова в соответствии с пониманием. И если не задумываться, мы автоматически будем пользоваться контекстом сегодняшнего мира (молчаливо — и не всегда верно — предполагая, что Иудея I века похожа на наше общество).

Допустим, вы видите это:

Что нам нужно знать, чтобы понять — что хотел сказать автор плаката? И просто языка (перевода) тут недостаточно. Допустим, там написано: «Не молчите — вы есть СМИ». Что надо знать, чтобы понять смысл и мессидж?

Это — Иран, 2009, плакат оппозиции, но это неважно. Еще картинка:

Даже наша недавняя история: если я думаю, что плакатик создан в 1997 или 2007 году, я однозначно увижу, что это стеб. А если в 1937 или 1947 — то однозначно серьез. Смысл радикально меняется от времени, хотя это совсем близко к нам.

Я знаю, что интеллектуальная часть понимания Писания не самая главная. Моя жизнь — вот важная вещь. Мы понимаем Писание телом — когда пробуем его воплощать. И даже неудачная попытка что-то такое сделать дает больше, чем сто томов комментариев. Иначе — это как читать про технику танца, сидя неподвижно. Или изучать книгу «Уроки плавания», лежа на диване. Писание делает тебя героем незаконченной истории.

Задавать вопросы

А теперь, сказав это, вернусь к контексту. Как я уже говорил: любой понимающий пользуется контекстом. Хотя может этого не осознавать. Но это штука, от которой никто не в силах убежать, даже читая газету — не говоря уже о старых текстах.

Лучше осознавать — задавая вопросы типа «что мне надо знать, чтобы это понять?» (вспомните иранский плакат) — тогда мы делаем процесс осознанным. Да, на многие из этих вопросов ответы не столь ясные, как хотелось бы, и контекста всегда могло бы быть и больше. Но любое знание: когда, что происходило, какой это жанр, на что похоже в Библии, кто кому зачем писал, почему это место именно тут в книге — вопросам нет числа — может менять то, что мы видим. И кажется, это не очень сложно, и первокласснику доступно.

Добавить комментарий