Рождество Христово
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Итак, мы с вами вновь празднуем Рождество Христово. Вновь и вновь, вот уже две тысячи лет, мы стоим перед тайной. «Где до́лжно родиться Христу?» Древние пророки знали, что ему должно родиться в Вифлееме. Но что такое Вифлеем, почему именно в Вифлееме?
Вифлеем — город Давида, царя Давида, Иисус царского рода. Но Вифлеем был городом Давида не тогда, когда Давид был царем. А тогда, когда он пас овец, скот своего отца — когда Ему приходилось защищать пастбища от хищников, когда Ему приходилось спать под открытым небом, когда Ему приходилось спать на голой земле. Тогда Вифлеем был городом Давида. Но «город» — это звучит слишком громко. Город Вифлеем… Хотел сказать «сегодня» — да и сегодня это не город, а пригород, по сути, Иерусалима. А тогда это была просто деревня. И вот в этой деревне, в этом селении рождается Иисус Христос. Почему? Почему Сын Божий рождается не в центре вселенной, не в центре Римской империи, не в Риме, не в императорском дворце? И даже не в Иерусалиме, даже не в кесари́и, не во дворце царя Ирода. Он рождается в Вифлееме на скотном дворе. Царь мира, Сын Божий! Почему? Кто знает ответ на этот вопрос? Но каждый из нас должен вновь и вновь задавать этот вопрос себе. Потому что это очень важно. Очень важно найти ответ на этот вопрос, очень важно понять, что на этом строится то, что мы называем христианством, то, что мы называем православием. На этом стоит то, что можно было бы назвать нашими отношениями с Богом.
Каждый раз в преддверии Рождества Христова, в праздник Рождества, в ближайшие дни после Рождества мы говорим о том, что суть Рождества Христова в том, что Бог стал человеком. Но не просто человеком! Он принял на себя все условия человеческой жизни, Он принял на себя всю боль, все страдание этого мира. Именно поэтому Он рождается на скотном дворе — как миллионы других бедных, несчастных, униженных. Чтобы никто не мог сказать, что «Он родился только для нас»: Он родился в императорском дворце, для того чтобы благословлять императорскую семью и его двор; никто не может сказать, что Он родился в доме первосвященника, для того чтобы благословлять священническое сословие и так далее. Нет. Он рождается среди самых обездоленных, Он рождается для всех людей на земле!
И еще раз важно вспомнить, повторить, что Он родился для того, чтобы Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. И в этом призвание каждого из нас, это напоминание нам о том, к чему мы с вами призваны. Кто из нас живет для того, чтобы стать богом? В лучшем случае кто-то, может быть, живет, чтобы стать порядочным человеком. И вот давайте сопоставим эти масштабы, сопоставим эти размеры. Я очень часто в этом храме говорю: где в Евангелии написано, что мы должны быть порядочными? Где в Евангелии написано, что мы должны быть приличными? Где в Евангелии написано, что мы должны принадлежать к тому или иному хорошему кругу, обществу? В Евангелии написано «будьте святы, потому что Я свят», «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Апостол Павел пишет: «Подражайте мне, как я Христу». Вот в чем наше призвание.
Но для того, чтобы это осуществилось, для того, чтобы действительно каждый из нас смог стать богом, мы должны еще стать подлинно людьми. Каждый из нас еще должен стать человеком. Сохранить эту человечность, пронести ее через всю свою жизнь. Вся культура мира сего противостоит этому, вся культура, современная цивилизация, и тысячу лет назад, и две тысячи лет назад, и до того, направлена на _расчеловечивание_ человека. Культивируются самые низменные инстинкты, заложенные в нас еще природой, — то, что в нас от животного, то, что нас от зверя. И как среди всего этого стать человеком, сохранить человечность во всех этих условиях? Именно для этого Христос пришел в этот мир — чтобы показать нам, что _это возможно. Он это сделал. А раз Он это сделал, значит и мы это можем сделать. С Его помощью, Его благодатью, Его любовью. Но я еще раз хочу повторить, что для того, чтобы это стало возможно, мы должны стремиться к этому, мы должны помнить об этом, мы должны понимать, что мы живем именно для этого и ни для чего другого.
Вот о чем этот праздник. Это не детская сказочка, это не детский праздник с подарками под елочкой, нет. Это очень серьезно. Это напоминание нам о том, какой ценой даруется нам возможность стать детьми Божьими, стать подобными Ему, стать такими же святыми, как Он был свят. Давайте задумаемся об этом!
И да хранит вас Господь!