Садик

Мы продолжаем серию коротких историй о нашем храме — о его истории, о передаче нашего храма церкви, о реставрации и удивительных находках и встречах, случившихся за эти годы. Сегодня мы рассказываем о садике возле храма.

Наш храмовый садик — наследник тех садов, которые разбивали в монастырских дворах-клауструмах в Европе уже в IX веке. В них сажали лекарственные растения для лечения братии и жителей округи, а с началом крестовых походов и привезенные с Востока экзотические растения.

В Позднем Средневековье в клуатрах появились сады, состоящие из растений, упомянутых в тексте Писания или в комментариях на него — роза, нарцисс и лилия из Песни Песней, иссоп из 50 псалма, а также водосбор-аквилегия, почитаемый цветком Святого Духа за его семь лепестков, красная лилия-сабельник как воспоминание об «оружии», прошедшем душу Марии — своего рода растительный «путеводитель» по Библии.

Рассказывает Наталья Романова:

Наш садик не мы сделали, он сам сложился – рос, рос, и что выросло, то выросло. До революции тут был дом, потом автостоянка. Территорию отдали храму с условием сделать детскую площадку или газон. Мы выбрали второе.

Работы начались в 2007 году. Огромный тополь, что растёт у входа в нижний Никольский храм известен с пятидесятых годов. Рядом был ясень помоложе, а больше никаких растений в радиусе 30-50 метров. Мы взломали асфальт, а под ним только строительный мусор и сваи фундамента снесённого дома. И ограничение по глубине работ действует – исторический центр, сплошные коммуникации, глубже 30 см рыть нельзя.

Решение делать подпорные стенки оказалось единственно возможным. Наш садик — это два широких и плоских цветочных горшка глубиной 40-75 см, летом полностью зависящих от полива. И пять грузовиков грунта за 15 лет.

Газон просуществовал один сезон. Потом прихожане начали тайно подсаживать цветы со своих дач. Тюльпаны и нарциссы сломали аскетичную мечту отца Владимира о газончике с парой крупных валунов и деревом. Думаю, ангелы-хранители нашего храма решили: вокруг сплошной асфальт, просится что-то яркое, живое. Пусть радуются люди! И начался эксперимент. Был сезон настурции, бушевали флоксы, ирисы, лилейники…

Когда были высажены первые розы, профессионалы сомневались в успехе, а цветам понравилось. И нам тоже. У нас появились туи, рододендроны и декоративные кустарники, горка под тополем. Кстати, именно под тополем были захоронены последние «косточки» с храмового погоста, найденные при устройстве сада.