Проповедь о. Владимира на литургии 14.03.21

Слово о. Владимира после литургии 14.03.21

Сегодня с вечера уже начинается Великий пост. Обычно в последнее воскресенье перед постом вечером совершается вечерня с чином прощения. У нас она сегодня тоже будет совершаться, но боюсь что я уже две службы в день не выдержу, так что я, наверно, вечером не приеду. Поэтому я сейчас у всех у вас прошу прощения. Если из вас кого чем обидел, простите, простите Христа ради, а я на вас никогда зла не держу, так что Бог простит, а я даже на вас и не обижаюсь. Ну а вы уж там простите, если кого-то там что-нибудь на сердце против меня что-то есть.Я сегодня так здорово говорил о прощении, о том, как надо прощать, и так далее, но я прекрасно понимаю, как трудно это сделать. И как часто бывает какая-нибудь горькая обида, занозы какие-то сидят Бывают какие-то такие моменты, вот недавно – новости такие по Москве, слухи такие не приличные, когда сто пятьдесят депутатов пытались собраться, их задержали просто так, ни за что, что называется, просто потому, что собрались вместе. Но надо прощать, всё равно надо прощать. По крайней мере, не желать зла, не желать отомстить, не должно быть этого. Вот владыка Антоний Блум говорил о прощении, он говорил: простить это не значит забыть. Иногда вещи бывают такие, что невозможно забыть, и до конца дней будешь помнить. Но простить это значит, когда на Страшном Суде с Богом вы встретитесь, и этот человек будет стоять рядом, вы скажете: «Господи, не вмени ему это во грех, а я на него не сержусь. Я помню, но я не сержусь. И Ты, Господи, прости его». Вот что значит простить – не желать того, что очень часто внутри бывает. Так что, родные, давайте будем стараться прощать.А о еде в пост мы сегодня слышали у апостола Павла: «Кто ест, не осуждай того, кто не ест, а кто не ест, не осуждай того, кто ест». Каждый стоит перед своим Господом, и Господь разберётся с каждым Сам. Так что вот, пусть это будет главным принципом в отношении к тому, кто как постится. Я помню в селе, когда я служил в деревне начало поста, первые субботы, воскресенья Великого поста бабушки начинают собираться в храм, а они уже глуховаты, говорят громко, я там, в алтаре, проскомидию совершаешь, готовишься к службе, а они в храме: «Матрон, ну ты как постишься? Ой, да я знаю тебя, небось, молочко-то пьёшь». Ну, кому какое дело до того, кто что пьёт, ну кому какое дело? Нет, вот это друг друга подковыривают – кто как постится. А времена-то были, Господи – конец Советского союза, вообще есть нечего было. Чего уж там про пост уж спрашивать, иной раз картошки не было, хорошо, если капуста квашеная была в деревне. Нет, вот она всё равно. Так что давайте не будем любопытствовать, друг за другом подглядывать, не будем друг друга осуждать, и, самое главное, чтобы совесть была чиста. Помните, как у апостола Павла: «Всё, что не по вере, всё грех». То есть, если ты веришь, можно есть всё, значит это по вере. А если ты ешь и сомневаешься при этом: хорошо ли это, плохо ли это, тогда это точно грех. Сомневаешься – не делай, а если делаешь – не сомневайся тогда.Так что, родные мои, службы у нас на ближайшей седмице каждый день. Вечером, понедельник, вторник, среда и четверг, каждый вечер Великое повечерие с Каноном преподобного Андрея Критского, в среду с утра литургия преждеосвящённых даров, в пятницу вечером литургия преждеосвящённых даров, в 17-00 начало богослужения. Возникает вопрос, как тут быть перед причастием натощак, рекомендуют, даже это где-то записано, — шесть часов перед причастием не вкушать. То есть, если у нас преждеосвящённые дары где-то примерно, в 6 часов, до 12 часов можно перекусить, попить чайку, может быть, лёгкий обед, а потом вечером причаститься. Но это кто может, кому здоровье позволяет. Когда мы шли в больницу причащать больных – это бывало и днём, иной раз вечером, — мы не спрашивали, ел человек или не ел, раз он в больнице, его, наверное, покормили. Даже в тюрьме, когда я служил литургию, когда привозят заключённых причащаться, я не спрашивал, ели они или не ели. Так что, родные мои, пусть это вас не смущает, что литургия вечером, как это так, в древние времена только так и было. Суббота и воскресенье следующие – в субботу по обычному расписанию, литургия Иоанна Златоуста, ну а в воскресенье литургия уже другая – святителя Василия Великого.